БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

1.Понятие и сущность бух уч  МБ
Бух уч в Мб- это раздел финансово хоз деятельности предприятия малого бизнеса, которые отражают все финансово хоз операции предприятий в целях обобщение информации и ведение учета. Как и во всех других предприятиях. Все операции в МБ подлежат отражению бух учете.
Бух учет  на предприятиях МБ ведется в соотношении с правилами бух учета и правилами оформления отражению документов в учете.
Правила ведение бух уч регулируется бухгалтерским законодательством, в котором отражены все требование ведение бух уч работником бухгалтерии.
При ведении бух учета на предприятиях оформляются соотношение первичными документами. Подход  к первичным документам является основой формирование общих требований, которые не зависят от вида и назначение документа. Для первичных документов предопределены обязательные  реквизиты.  Общие требование к обязательным реквизитам следующие документы! Должен иметь наименование.
Наименование документа включает в себя финансово эк содержание хозяйственной операции, который бухгалтер должен отразить в нем. Документ, не имеющий наименование, а так же в документе наименование не существующие в учете не будут иметь юридической силы.
Бухгалтер не должен заполнять первичные документы  с отсутствием наименования, принимать от граждан или другие документы с отсутствием наименование или наименование не четким написанием.
Бухгалтер должен обратить внимание  на написание порядковых цифр обозначающие даты, цифры должны быть десятизначными, должны обратить внимание на следующем операции, на своевременный переход в начале года, на соответствующие цифровые обозначение, что бы не возникла путаница является ли этот документ прошлогодним или текущим годом. В документе должны быть отражение содержание хоз операции, т. е. раскрыть объект документирования. При этом содержание хоз операции вытекает из наименования документов, которые имеются в общей форме.
Например : платежное поручения предназначено для оформления платежей через банк, конкретный же источник и величина и назначение платежа определяется  содержанием операции указанным в данном документе. Бухгалтер должен помнить о необходимости строгого соотношения  наименование документа содержанию проводимых хоз операций.
2.Источники бухгалтерского учета в МБ

3.Бухгалтерский учет а Мб и в коммерческих организациях. Общая и особенная
Малые предприятия работающей по общей установленной системе налогообложение могут организовать ведение бух учета:

Более подробно организация бух  учета по плану счетов финансово хоз деятельности для предприятий рассматриваться не будет, т.к. для малых предприятий в этом случае нет специфики. Малые предприятия при организации бух учета должны руководствоваться ФЗ о бух уч. Согласно этому закону руководитель малого предприятия в зависимости т объема учетной работы может:

Ответственность за ведение бух учета и его организацию при выполнении хоз операций несет руководитель . если на малом предприятии количество наемных работников достаточно большое или предприятие осуществляет несколько видов деятельности то руководителю необходимо создать бух службу . руководитель малого предприятия должен утвердить учетную политику ,она должна разрабатываться в соотношение с ПБУ 1/2008г. Учетная политика организации утвержденная приказом Минфина №60 от3 декабря 08г.
4. Нормативно правовая база регулирующая бух учет а МБ
ФЗ о бух учете рассматривает порядок организации ведения бух уч в организации. В нем рассмотрены основные требование ведение бух уч. Все другие нормативно правовые документы исходят из ФЗ «о бух учете». Все нормативные документы бух законодательства не должны противоречить ФЗ «о бух учете» ПБУ рассматривает правила отражения в учете и в организации учета по разделам бух баланса. План счетов предназначен для упорядочения отражения бух записей способом двойной записи.
5.Связь бух уч в МБ с другими экономическими дисциплинами.
Бух уч в Мб имеет связь с основным бух учетом; аудита, налогами, ценообразование, анализ финансов, экономической,  финансами, с банковским делом, страхование, маркетинг.
6. Порядок учета, бух учета OC в МБ
Ос- это активы со стоимостью 2т.р. и более сроком эксплуатации более 1 года, которые способны приносить доход в будущем. Учет ОС в малом бизнесе особо не отличается от бух уч ОС в крупных предприятиях.
К ОС относятся :здание, сооружение, машины и оборудование, т/с, продуктивный скот, многолетние  насаждение придаточные устройства , земля. В процессе деятельности объекты ОС изнашиваются.
Износ- это уменьшение функциональных и физических свойств, а так же стоимости объекта ОС. В бух балансе ОС отражается по остаточной стоимости. Согласно ПБУ 6/01 амортизация это уменьшение стоимости объекта ОС по бух уч в соотношении с нормами амортизационных отчислений. Нормы амортизационных отчислений устанавливается правительством РФ.
По отдельным объектам ОС разрешается начисление ускоренной амортизации  с увеличение амортизационного процента. Ускоренную амортизацию начисляют оргтехнику, т/с, оборудование. На землю на библиотечный фонд, продуктивный скот амортизация не начисляется. ОС, которые полностью амортизировались и продолжающие приносить доход предприятию в бух уч отражаются и учитываются по нулевой стоимости.
7. Учет материалов в МБ
Учет материалов ведется в соотношении с ПБУ 5/01 «учет МПЗ». Материалы оценивается в учете по способам предусмотренной учетной политике, могут быть определены следующие способы оценки материалов:

Материалы по отношению к балансу являются активными счетами, по структуре и характеру – инвентарные. Малые предприятия могут  вести специальную книгу учета и движение материалов. Данная книга должна содержать порядковый номер, содержание,0 дату и номер документа, на основании которой совершена операция  сумму по дебету и кредиту кор. Счетов по отражению операции.

7.Учет материалов.

Учет материалов ведется в соответствии с ПБУ 5\01 «Учет МПЗ». Материалы оцениваются в учете по способам, предусмотренным в учетной политике. В учетной политике могут быть определены оценки материалов: 1. По средней себестоимости 2. по способу ФИФО Материалы по отношению к балансу являются активными счетами. По структуре и характеру – инвентарные. Малые п-я могут вести специальную книгу учета и движения материалов. Данная книга должна содержать порядковый номер, содержание, дату и номер документа, на основании которого совершена операция. Сумму по дт и кт кор счетов по отражению операции. Операции по учету счетов материалов осуществляются в соот-и с правилами ведения бухучета материалов, регулируемыми ПБУ 5\01. в зависимости от группы материалов необходимо вести раздельный учет по видам материалов с дополнительным открытием соот-х субсчетов. Списание материалов производится в соот-и с принятой учетной политикой.

8.

Как и каждое п-е, п-я МБ в конце отчетного периода формируют бух отчетность в зависимости от выбранного способа налогообложения. Отчетность п-й МБ отличается. При общей системе налогообложения отчетность п-й МБ составляют: бух баланс отчет о прибылях и убытках отчет об изменении капитала отчет о движении денежных средств приложение к бух балансу отчет о целевом использовании гос. Денеж-х средств пояснительная записка отчет о стат. данных Налоговая отчетность в таком режиме составляет налоговые декларации по всем видам налогов, которые обязаны платить п-я в соот-и с НК РФ. Бух отчетность при упращенке составляет книга доходов и расходов, составленная п-ем за отчетный период. Налоговая отчетность при упращенке включает в себя налоговую декларацию по зарплатным налогам (ЕСН, НДФЛ).

9.

Налогообложение п-й в Мб зависит от вида деятельности п-й, от выбранного вида налогообложения. П-я МБ в соот-и с НК РФ могут самостоятельно выбрать способ налогообложения путем письменного обращения в сроках установленных НК РФ, не позднее 2-х месяцев до начало след отчетного периода. На основании этого обращения налоговый орган принимает решение о переводе на выбранный п-ем способ налогообложения или решение об отказе предоставления п-ю данного способа. Отказ должен быть письменно и детально обоснованным ссылаясь на пункты и статьи НК РФ регулирующий деят-ть п-я. Малые п-я имеют право в соот-и с налоговым законодательством применять спец. Налоговые режимы: сельхоз п-я могут применять только единый сельхоз налог. ИП и мелкие п-я применяют единый налог на вмененный доход. Остальные п-я могут применять упрощенку.

10.

Каждое п-е должно состояться на учете в стат органах с момента создания п-я, регистрировавшим в органах стат управления признается со дня получения официального док-та с присвоением кодов статистики. Различают след коды статистики: ОКОНХ – отдельный код отрасли н\х-ва ОКВЭД – отдельный код внешеэк-й деят КПП – код причины постановки ОКПО – отраслевой код производственной организации. П-я обязаны осуществлять свою предпринимательскую деят в соот-и с присвоенными кодами и ежеквартально до 15 числа следующего квартала предоставить отчетность в органы стат управления. При принятии решения о смене деят-ти п-я оно должно обратиться с письменным заявлением в органы стат управления о смене вида деят-ти п-я или о замене деят-ти п-я, а также о решении заняться дополнительным видом деят-ти. На основании данного заявления органы статистики принимают решение о присвоении кодов соот-й их деят-ти. В случае нарушения требований Госкомстата п-е подвергается административному наказанию.

11.

Источником регулирования кассовых операций на п-и яв-ся порядок ведения кассовых операций, утвержденным письменно ЦБ РФ №18. Кассовые операции на п-и подлежат ежедневному учету. Для оформления кассовых операций необходимы след первичные документы: ПКО – предназначен для оприходования денежных средств в кассу п-я РКО – оформляется при выдаче денежных средств из кассы Журнал ордер №1 – необходим для отражения операций по поступлению и выбытию денежных средств в зависимости от источников поступления и выбытия. Журнал регистраций кассовых операций – служит для регистрации всех операций и кор. Счетов проведенных п-ем за определенный период времени. Итоги по кассе подводятся ежедневно. Основным документом для обобщения кассовых операций яв-ся кассовая книга. В кассовую книгу относят операции отраженные в журнале регистрации и кассовых операций. Для осуществления безналичных расчетов п-е может открыть расчетный счет в банке. Согласно данному счету п-е осуществляет платежи , а также безналичные денежные взаимоотношения с контрагентами, дебиторами и кредиторами. Основными первичными док-ми для безналичных расчетов яв-ся платежное поручение. Для обналичивания денег находящихся на счету п-ю необходима чековая книжка в которой указывается назначение платежа и сумма плажета, а также подписи руководителя п-я в строгом соот-и с образцоми подписей находящихся в банке и закреплена печатью п-я в соот-и с оттиском печати находящейся в банке.

12.

Подотчетные лица – это штатные сотрудники организации, которым дано право получать подотчет денежные средства и утвержденные приказом руководителя п-я. Учет подотчетных сумм ведется на балансовом счете 71. по отношению к балансу сч 71 – активно-пассивный . Лицо получившее денежные средства подотчет должен в течение указанного в приказе руководителя времени выполнить задание и предоставить отчет об израсходованных подотчетных сумм. Излишние не потраченные суммы подлежвт возврату в кассу. В случае отправления сотрудников в командировку еум выдается командировочное удостоверение с указанием срока пребывания в командировке, а также с указанием цели командировки. По прибытии на место назначения он должен делать отметку о прибытии в командировочном удостоверении. Все расходы на проживание, питание, проезд, тел переводы должны быть аргументированы соответствующими документами, подтверждающими расходование денежных средств, кроме питания. Расходы на питание в размере 100р в сутки. Предприятием самостоятельно может быть повышен размер суточных. После возврата с командировки подотчетное лицо в течение 3-х дней должно предоставить в бухгалтерию авансовый отчет со всеми документами, подтверждающие расходы и командировочное удостоверение отмеченное штампами о прибытии и выбытии. За не подтвержденные документально расходы на проживание, то с него списываются 24р за каждые сутки. Представительские расходы – это расходы по содержанию и обслуживанию командированных в свою организацию людей в виде делегации или отдельных лиц.

13.

На п-ях Мб как и на других п-ях устанавливают нормирование труда, который гарантируется государством. Работникам гарантируется гос содействие в организации нормирования труда. Нормирование труда – это норма, выработки, времени, нормативы численности, которые установлены достигнутыми уровнями организации производства. Для однородных работ могут разрабатываться типовые норма труда. К типовым нормам труда относятся: межотраслевые отраслевые профессиональные типовые нормы утверждаются правительством. Работодатель обязан обеспечить нормальные условия труда для выполнения норм выработки. К таким условиям относятся обеспечение работника необходимыми техническими и нормативно правовыми документами, не ограничивать во времени, обеспечить необходимой и своевременной проф литературой и исправной оргтехникой или инструментами.

14.

З\п яв-ся одной из основных видов затрат и основным доходом работника. Основанием для выдачи з\п яв-ся расчетно-платежная ведомость утвержденная руководителем. Различают след виды з\п: сдельная повременная основным документом для ничисления з\п яв-ся штатное расписание, утвержденное руководителем п-я. По отношению к балансу сч 70 яв-ся пассивным Начисление з\п ведется отдельно по каждому работнику. Из фонда з\п производят отчисления ЕСН. ЕСН – 26% ПФ – 20% (ФБ -6%, Рег. Бюджет-14%(6%, 8%)) ФСС – 2.9% ФОМС – 3.1% (фед-1.1%, рег-2%) От начисленной з\п удерживается НДФЛ – 13% Вычеты: 400р – на себя 1000р на каждого члена семьи Для подтверждения стандартных налоговых вычетов на детей в бух-ю необходимо предоставить свидетельство о рождении каждого ребенка, справка о составе семьи, свидетельство о браке. 15.Учредительные документы предприятия МБ
Учредительными документами МБ является:
Устав.     – в котором отражается вся информация всей необходимой деятельности  субъекта налогового предпринимательства . К субъектам малого предпринимательства относятся:

Другими учредительными документами субъектами малого предпринимательства является свидетельство о гос регистрации, коды госкомстата, право устанавливающие документы на землю, лицензия если она требуется в соотношении с законодательством «о лицензировании отдельных видов деятельности». Учредительские документы субъектов малого предпринимательства должны соответствовать гражданскому кодексу.
16.Юридическая служба предприятий МБ и его деятельности.
В целях обеспечения правовой дисциплине, а так же решение правовых вопросов возникающих при осуществлении деятельности предусмотренное уставом субъекта малого предпринимательства может быть создана юридическая служба. Данный орган занимается подготовкой, анализа и исследования хоз-х договоров с правовой точки зрения на соотношение гражданского законодательства. С каждым работником юрид. службы должен быть заключен трудовой договор в котором рассматривается права и обязанности работника юрид. службы .Работники юридической службы обязаны своевременно подготовит материал по претензионной работе. Претензии могут быть предъявлены в виде исков, уведомление, обращение, писем с четной постановкой вопросом обеспечений исполнения обязательств по хоз договорам в установленные сроки. Юридическая служба подчиняется руководителю субъекта М.П.
Таким образом деятельность юрид. службы направлены на обеспечение правового статуса М.П-я ,а так же обеспечения правотворческой деятельности на предприятиях МБ
17.Бух и налоговая отчетность индивидуальных предпринимателей.
Каждое юрид. лицо должно составить по итогам отчетного периода бух-ю отчетность.
Бух отчетность индивидуальный предприниматель должен содержать все показатели по деятельности субъекта М,П, за отчетный период. Кроме бух отчетности индивидуальный предприниматель должен предоставить и налоговую декларацию.
Налоговая декларация должна содержать необходимые  и предусмотренные налоговым законодательством сведение характеризующие финансовые состояния субъекта М.П. Основным показателем, по которому исчисляется налог, является доход.
Все расходы, проводимые за отчетный период должны быть документально обоснованы, необходимые расходы для исчисления налогооблагаемой базы не применяются. Обычно индивидуальный предприниматель применяется следующие виды специальных налоговых режимов:

18.Специальные налоговые режимы предприятия МБ

Способы начисление налогов при УСН следующие:

Выбора метода налогообложения определяется предприятием самостоятельно путем закрепление в учетной политике. Выбранный метод в течении отчетного периода не должно меняться.

19. Декларация предприятия МБ
В конце отчетного периода индивидуальных предприятий, а так же малые предприятия обязаны предоставить в налоговый орган декларацию о доходах. В них должно быть отражена информация о налогооблагаемой базой и о предусмотренных законодательством льготах по видам деятельности, предусмотренные учредительными документами. После предоставление о декларации предприятия  МБ должно обеспечить уплату начисленного налога в бюджет. В зависимости от выбранного метода налогообложения, в форме декларации существенно отличается. Налоговые декларации должны быть сданы  в налоговые органы не позднее чем за 15 дней после окончание налогового периода. За каждый просроченный рабочий день в соотношении с налоговым законодательством предприятие подлежит  административному наказанию. Размер штрафа устанавливается кодексом об административном правонарушении.
20. учет расходов с дебиторами и кредиторами в предприятиях МБ

 Учет расходов предприятия должны вести бух уч. Расчетов с дебиторами и кредиторами в соотношении с планом счетов и инструкции по его применению на соотн-х счетах бух учета.
Порядок классификации дебиторов и кредиторов и порядок его разделенного учета должна быть отражена в учетной политике предприятия. В зависимости от сроков погашения дебет. и кред. Задолженности подразделяется на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочная задолженность- это задолженность , срок погашение которого  истекает более чем 12 месяцев со дня заключения договора. Краткосрочная задолженность – это обязательства, подлежащее исполнению в течении 12 мес. Со дня заключения договора. С момента истечения срока действия договора, если одна из сторон не погасила свои обязательство по договору, то с момента исчисления срока задолженность считается погашенной. Если в течении 3 лет задолженность не была погашена, то данная задолженность считается не реальной к взысканию.
Счета учета расчетов по отношению к балансу являются активно пассивными. Основанием возникновения задолженности является договор. Бухгалтер может в зависимости  от видав дебиторов и кредиторов вести раздельный учет задолженности по срокам погашения. В конце отчетного периода бухгалтер должен составить расшифровку задолженностей провести инвентаризацию задолженности путем подтверждением его актами сверок. Результаты бухгалтерской инвентаризации заносят в бух отчетность.
21 . Показатели финансового анализа предприятия
Основными показателями финансового анализа MБ является:

Рентабельность продаж…. Р продаж*себестоимость /выручка*100%
Рентабельность прибыли ….Р прибыль * прибыль/выручку*100%

23. Договорные отношение в МБ
В соотношение с гражданским законодательством малое предприятие в своей хоз. Операции осуществляет на основании заключенных договоров. Все договора МБ должны быть заключены только в письменной форме. Договор должен состоять из  следующих частей:

 

24.  Подотчетные предприятия  МБ
Предприятия МБ как и все др. предприятия подотчетны соответствующим госорганам регулирующий  регулирующим их деятельность. Если предприятие занимается производством сельхоз продукт., выращиванием  животных, выполняют посевные работы то оно подчиняется и подотчетно Министерством сельхоза субъекта федерации . регулярно предприятия Мб предоставляют в соотношение гос органы , отчеты по проделанной работе, планы и программы на будущий отчетные периоды. А также они представлять детальный отчет  о целевом использовании выделенных государством, на развитии МБ денежных средств. Кроме того при использовании заемных  средств виде кредитов предприятия МБ подотчетны, коммерческому банку у которого они брали кредит.
Предприятия Мб также подотчетны госорганам статистики.  Ежегодно предприятие , предоставляет в органы статистики , информационные данные о проведенной работе за отчетный период, данные о численности работников, данные о показателях финансового состояния, а также расшифровку затрат.
Предприятия Мб в части своей работы подотчетны налоговым и внебюджетным органам.
25. Учет заемных средств деятельности МБ.
Для решения своих  хоз. вопросов при нехватке собственных средств предприятия, к использованию заемных средств. К заемным средствам могут быть средства занятые у 3-х лиц, у банка с учетом требований срочности, возвратности и платности. Бух учет кредитов  и займов ведется на основании ПБУ 15/01 «учет кредитов и займов». Учет заемных средств ведется на балансовом счете 66,67. По отношению к балансу данные средства пассивные. Учет заемных средств на основании договора займа и кредита договора.
Кредитный договор займа должен быть заключен между  кредитными  организациями (займодавцем) и предприятие  (займополучатель) в письменной форме с учетом требование граждан и банковского законодательства .
Неотъемленной частью кредитного договора является технико-экономическое обоснование составленной предприятием, раскрывающее целевое использование заемных средств  обеспеченность возврата согласно сроков предусмотренным договором.
В целях обеспеченности возвратности стоимости кредита составляется договор о зоологе с указанием рыночной стоимости залогового имущество значительно превышающего суммы займа.
В отчетностей малых предприятий по отчетов кредитов и займов должна быть раскрыта следующая информация:

26. Показатели эффективности деятельности МБ
В целях принятия решения на среднесрочную перспективу  всем предприятиям  в частности предприятия МБ необходимо провести анализ финансовой деятельности предприятия.
Информация по данному анализу должна быть доступна собеседнику, контролирующим госорганам ,органам статистического наблюдения, а также в случаях предусмотренных законодательствам третьих лицам.
Финансовый анализ является основой планирования и прогнозирование деятельности предприятия, а также выполняет прогмастическую  функцию.
Основными показателями характер-ми  эффект-ть предприятия МБ является:

27.  Учет доходов и расходов в МБ

В бизнесе основной целью является- получения в соответствием с действующим законодательством максимальных доходов в рамках видов деятельности и отраслевой направленности предусмотренную уставом.
Любой доход предприятия не возможен без определенных затрат. Учет затрат ведется в соотношении с ПБУ 10/99 «расходы организации» в нем предусмотрено  порядок ведение учета и отражение операций в бух учете и при формировании финансового результата. Перед учетом расходов и особенностей  его отражения в отчетности, должно быть предусмотрено в учетной  политике.
К расходам предприятия относятся:

Различают  следующие расходы

Разницу между доходами и расходами определяется финансовым результатом. Доход организации регулируется в  учете ПБУ 9/99 «доходы организации»
29. Анализ эффективности использование капитала.
В целях получения достоверной информации  собственнику о собственных средствах необходимо провести анализ капитала и резервов.
К собственным средствам относятся уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал, которые подразделяются на резервы образующие в соответствии с учредительными документами, нераспределенная прибыль.
Основными показателями эффективности капитала является:

30. Учетная политика предприятии МБ
ПБУ 1/98 «учетная политика организации» предусматривает в целях нормализации ведение бух учета в предприятии разработку учетной политики всеми предприятиями, независимо от форм собственности и сферы деятельности.
Отсутствие учетной политики является грубым нарушением организации видения учета и формирование отчетности на предприятии МБ. Учет политики должна формироваться на весь отчетный период и в течение отчетного периода не должна меняться.
Учет политики на следующий год, формирования в конце отчетного года.
В учет политике должно быть указан порядок ведения учета и обработки первичных документов по каждому бух учету.
Кроме того в учете политике должно быть отражено порядок формирования и распределение затрат, способы определение выручки. Выручка определяется двумя способами:

Отражение правовых ведений налогового учета, является обязательным требованием для формирования учетной политики.
В учетной политике также отражают использование и разработка рабочего плана счетов, а также графика документа оборота . Эти два документа являются обязательным требованиям для формированием учетной политики , которые становятся неотъемлемой частью учетной политики и обязательными для исполнения.
Учет политику разрабатывает бухгалтерская служба во главе с главбухом  и утверждается организацией.

 

Hosted by uCoz