Сущность финансового контроля, его содержание, цели и задачи Приказ от 14 апреля 2000г. №42Н об утверждении инструкции о порядке проведения ревизий и проверок контрольно-ревизионными органами министерства финансов РФ. «Контроль» (от французского controle – дословно «список, ведущийся в двух экземпля-рах») означает проверку (отслеживание, регулирование и иное управляющее воздействие на любой объект управления). Сущность экономического контроля в условиях рыночной экономики состоит в от-слеживании экономического производства для оценки его фактического состояния и приня-тия, необходимых мер по результатам этого отслеживания. Контроль может носить правовой, административный характер, а также большое значе-ние имеет технический, экономический контроль; хо¬зяйствующие субъекты организуют эко-номический и общехозяйствен¬ный контроль. Особое место в системе контрольных функций зани¬мает финансовый контроль. Чтобы понять сущность финансового контроля, необходимо выделить характерные признаки составляющих его элементов, кото¬рые позволяли бы установить его индивидуаль-ность и определить роль и место среди иных близких понятий. В широком смысле финансовый контроль означает контрольную деятельность упол-номоченных на то органов по выполнению экономическими субъектами своих хозяйствен-ных функций и соблюдения финансовой дисциплины, выявления отклонений по центрам ответственности, причинам и виновникам. Объектом контрольной функции являются главным образом финансовые показатели деятельности этих субъектов. В зависимости от того, кто осуществляет контроль, что контро-лируется и каковы его цели различают следующие виды контроля: общегосударствен-ный/вневедомственный контроль проводят органами государственной власти и управления Общегосударственный контроль осуществляется как в масштабах РФ, так и в каждом субъекте РФ. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансо-вый контроль. Контролю подлежат объекты не зависимо от их ведомственной подчиненно-сти. Общегосударственный финансовый контроль обеспечивает интересы государства и об-щества служит инструментом проверки выполнением обязательств физических и юридиче-ских лиц перед государствам и соблюдении законности. Контроль определяют по-разному: как средство, фактор, форму, элемент, функцию, вид деятельности, систему, обрат¬ную связь, условие, регулятор, гарант, явление, институт, метод, пра¬вомочие, атрибут и т.д. Считается, что в широком смысле кон¬троль - это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, направ¬ленными на успешное достижение поставленных целей. Большинство исследователей рассматривают контроль в каче¬стве одной из функций управления, т.е. особого вида деятельности субъекта, имеющего целевую направленность, определенное содер¬жание и способы осуществления. Существуют различные виды контроля, каждый из которых характеризуется такими элементами контроля, как: • субъект контроля; • субъект, принимающий решение по результатам контроля (это может быть субъект контроля или субъект, в интересах которого кон¬троль осуществляется); • объект контроля; • предмет контроля; • цель контроля; • задачи контроля; • принципы контроля; • методы контроля; • техника и технология контроля; • процесс контроля. В научной литературе можно встретить упоминание экономи¬ческого, хозяйственного, административного, технического (техно¬логического, процедурного) и финансового контро-ля. Экономический контроль изучает факты потерь и нерациональ¬ного использования ре-сурсов, незаконного расходования средств и условий, способствующих этим явлениям. Хозяйственный контроль есть система наблюдения и проверки хозяйственной дея-тельности, необходимая для решения поставлен¬ных задач и устранения негативных условий, препятствующих дости¬жению целей. Административный контроль состоит в обеспечении проведе¬ния операций в строгом соответствии с принятыми и закрепленны¬ми в законодательных нормативных актах правилами, только уполно¬моченными на то лицами, в соответствии с определенными руковод¬ством полномочиями и процедурами принятия решений по проведе¬нию операций. Технический (технологический, процедурный) контроль обеспе¬чивает соблюдение технологии производства продукции, работ и услуг, внутрипроизводственных операций в соответствии с требованиями технических условий, нормативов, лимитов и др. В широком смысле под финансовым контролем понимается на¬блюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности. Многие современные исследователи финансового контроля рас¬сматривают его как спо-соб обеспечения законности в финансовой сфере и достоверности данных, представленных в бухгалтерской от¬четности хозяйствующих субъектов, что близко к трактованию финан-сового контроля как формы регулирования определенных финансо¬во-производственных отношений. При этом упускается из виду тот факт, что контроль является и способом организации обратных свя¬зей, благодаря которым орган управления получает информацию о ре¬зультатах оказанного им на объект воздействия. В МСФО контроль определяется, как «возможность управлять финансовой и хозяйст-венной политикой компании таким образом, чтобы получить выгоды от ее деятельности. Не-мецкий ученый Д.Хан считает, что «контроль предполагает определение и документи-рование фактических показа¬телей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановы¬ми показателями для определения результатов деятельности». Финансовый контроль - это проверка специально уполномочен¬ными органами соблю-дения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований за-конодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Существуют выработанные мировой практикой общие принци¬пы финансового кон-троля: законность, объективность, независимость, гласность, ответственность, профессио-нальная компетентность, действенность и т.п. Для понимания сущности экономического контроля наряду с основными принципами важное значение имеет определение его целей и задач. Выступая основной частью организации и регулирования экономического производства, экономический контроль направлен на достижение тех же целей, которые стоят и перед рыночной экономикой: повышение эффективности, усиление социальной значимости и приращение стоимости бизнеса. В соответствии с этим экономический контроль должен удовлетворять определенным требованиям, находящим отражение в следующих задачах: - проверка соблюдения действующего законодательства и иного нормативного регули-рования финансово-хозяйственной деятельности экономического субъектов; -обеспечение сохранности контролируемых экономических ресурсов и выявление фак-тов недостач, потерь, порчи и иного нерационального использования; - проверка планов (смет, бюджетов), выявление и интерпретация отклонений фактиче-ских результатов от заданных параметров финансово-хозяйственной деятельности экономи-ческих субъектов; - выявление и использование резервов роста и повышения эффективности экономиче-ского производства; - проверка состояния бух.учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности; - содействие прозрачности и гуманизации бизнеса. Общепринятая классификация финансового контроля представлена на рис.1.1. По характеру субъекта контроля различают внутренний и внешний контроль. Внутренний проводиться внутренними службами предприятия, а внешний государст-венный финансовый контроль проводиться правоохранительными органами, ведомственны-ми вышестоящими инстанциями, аудиторскими службами, банками. Государственный контроль – представлен специальными органами государственного аппарата, компетенция которых распространяется на проверку соответствующих вопросов во всех отраслях национальной экономики. Внутренний контроль – выступает составной частью системы корпоративного управ-ления и осуществляется как непосредственно руководством и др.должностными лицами хо-зяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями. Общественный контроль - осуществляется контрольными органами и представляет собой самый массовый вид экономического контроля. Аудиторский контроль – характерен для рыночной экономики – представляет собой независимую проверку состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской (фи-нансовой) отчетности. Финансовый контроль - охватывает финансовую сферу экономических отношений, связанных с образованием и использованием фондов денежных средств. По времени проведения экономического контроля различают: предварительный, те-кущий и последующий контроль. Предварительный контроль – осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю, и направлен на предупреждение незаконного и нера-ционального использования экономических ресурсов. Текущий контроль – проводится непосредственно в процессе совершения хозяйствен-ных операций и призван оперативно устранять недостатки, выявлять и закреплять положи-тельные тенденции в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Последующий контроль – осуществляется после совершения хозяйственных операций и направлен на выявление уже допущенных недостатков или примененного положительного опыта. Эта форма является самой распространенной и применяется в работе всех органов экономического контроля. По источникам контрольных данных выделяют документальный и фактический кон-троль. Документальным называется контроль, осуществляемый по документальным данным. В качестве источников контрольных данных выступают бизнес-планы, сметы, бюджетные задания, формы стат-й и налоговой отчетности, первичные документы и регистры, годовая и промежуточная отчетность и т.п. Фактическим считается контроль, осуществляемый по данным осмотра в натуре прове-ряемых объектов (обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных). По обследуемым периодам выделяют оперативный и периодический контроль. Оперативный контроль представляет собой документальную проверку, которая осу-ществляется внутри отчетного месяца, например, за каждую декаду, за каждый день по за-вершению контролируемого процесса операции или действия. Источниками данных для оперативного контроля служат оперативно-техническая, ста-тистическая и бухгалтерская информация. Периодический контроль – это проверка за определенный отчетный период (месяц, квартал, год) по данным плана, смет, норм и нормативов первичных документов, производственных, материальных и других отчетов по записям учетных регистрах и другим источникам. По охвату проверяемых объектов выделяют сплошной и выборочный контроль. Сплошной контроль означает проверку объектов в сплошном порядке. Выборочный контроль ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов. Ревизия – важнейшая форма экономического контроля. Самоконтроль – означает осуществление экономического контроля непосредственно управленческим персоналом хозяйствующего субъекта и является преобладающей формой проведения внутреннего контроля. Экономический анализ – представляет собой один из важных способов контроля, за-ключающийся в выявлении влияния отдельных факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.