Подготовка ревизии. Планирование ревизии Планирование ревизии осуществляется поэтапно. Два основных этапа - это разработ-ка программы и плана ревизии. Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик. Заказ¬чиками могут быть: • администрация организации; • собственник организации; • государственные органы. Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит сле-дующие разделы: • цель ревизии; • вопросы, подлежащие проверке; • средства и условия, необходимые для проведения ревизии; • сроки и место исполнения; • состав участников ревизии; • формы документального оформления ревизии. Программа разрабатывается на основе действующего инструк¬тивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик. В разделе «Цель ревизии» формулируются главные задачи ре¬визии, например: ана-лиз финансового состояния акционерного общества, влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финан¬сово-хозяйственную деятельность акционерного общества и расчеты с бюджетом; проверка законности и эффективности использования внеоборотных активов. Перечисляются объекты ревизии, например: акционерное общество; его дочерние предприятия и филиалы. Часто в данном разделе приводится перечень структурных подраз-делений организации. В разделе «Вопросы, подлежащие проверке» перечисляются направления финансо-во-хозяйственной деятельности организации, например, могут быть перечислены внеоборот-ные активы: основные средства; капитальные вложения; ценные бумаги; вложения в устав-ный капитал; оборудование к установке. В разделе «Средства и условия, необходимые для проведе¬ния ревизии» содержит-ся перечень оргтехники, средств связи и до¬ставки, условия проживания, время работы и др. В разделе «Сроки и место исполнения» указываются время начала и окончания ре-визии, промежуточные контрольные сроки, место расположения объектов ревизии. В разделе «Состав участников ревизии» дается перечень лиц, допущенных к прове-дению ревизии. Отдельно может быть составлен перечень лиц, имеющих допуск к конфиденциальной информации. В разделе «Формы документального оформления ревизии» приводятся образцы описей, актов, ведомостей, форма итогового акта ревизии. Полная правильно составленная программа ревизии концент¬рирует внимание реви-зующего на основных вопросах ревизии, рас¬крывает их содержание, т.е. помогает ревизую-щему детально прове¬рить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может при-вести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельно¬сти организации,— при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов. План ревизии. На основе программы составляется план реви¬зии, который привязан к специфике кон-кретной организации, струк¬туре ее управления, географическому расположению имущества, гра¬фику работы. Поэтому план составляется на месте ревизии. План ревизии должен обладать определенными характеристи¬ками. Действенность. В плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сро-ки ревизионных мероприятий. Такой план по¬зволяет контролировать эффективность работы ревизоров. Конкретность. Вопросы программы, подлежащие проверке, в пла¬не конкретизиру-ются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполни-телей. Например, программой предусмотрено проверить состояние хранения готовой про-дукции. Вопрос программы в плане может быть отражен следующим образом. 1. Проверить обеспеченность организации складскими помеще¬ниями и их состояние. 2. Выявить нарушения в движении первичных документов и за¬полнении регистров бухгалтерского учета. 3. Проверить соблюдение установленного порядка складирова¬ния готовой продукции. 4. Выявить факты порчи готовой продукции на складах. 5. Выявить факты хранения готовой продукции вне складов. 6. Выявить факты хранения неучтенной продукции. Реальность. План выверяется с точки зрения реальных возмож¬ностей выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов. В нем предусматривается возможность привлечения к ревизии допол¬нительных ресурсов. Например, нельзя провести инвентаризацию крупного склада без привлечения рабочих, по мере пересчета пере¬носящих ценности в помещении. Гибкость и мобильность. В ходе ревизии план совершенствуется, дополняется, уточняется. Если бы план, составленный в начале реви¬зии, оставался неизменным и не кор-ректировался по мере выявления фактов нарушений и злоупотреблений, ревизия не могла бы быть ус¬пешной. Иногда план, даже тщательно продуманный, приходится пере¬страивать по-сле проверки отдельных фактов. Внесение в план изме¬нений должно быть обоснованным и обусловливаться конкретными фактами. Выявление каких-либо фактов может вызвать необ-ходимость проверки новых обстоятельств, не предусмотренных ранее ни про¬граммой, ни рабочим планом, более углубленного рассмотрения ра¬нее изученных вопросов. План корректируется до тех пор, пока по каждому выявленному факту не будут собраны материалы, дающие верное представление об изучаемых явлениях. Предварительная подготовка ревизии Предварительная подготовка ревизии тоже проходит поэтапно. В процессе такой под-готовки сначала решаются методические вопро¬сы, затем организационные, после чего происходит ознакомление с объектом ревизии. Методические вопросы. Необходимо изучить практический опыт ревизующего орга-на по аналогичным программам проверки. Как правило, в аудиторских фирмах накапливаются материалы всех реви¬зий. Нужно внимательно просмотреть материалы предыдущих реви¬зий данной организа-ции. Материалы ревизий должны храниться в про¬веряемой организации. По этим материалам необходимо определить основные вопросы, поднятые ревизией, а также характер и формы вскрытых недочетов и нарушений, что поможет ревизорам обнару¬жить аналогичные нарушения и недочеты при осуществлении дан¬ной ревизии. Ценную информацию можно получить из объяснительных за¬писок к отчетам, которые составляют службы и подразделения орга¬низации. Для участников ревизии подбираются систематизированный перечень действующих законодательных нормативных актов, нормы естественной убыли и выхода продукции, необходимые инструктив¬ные материалы. Организационные вопросы. Составляется список необходимой оргтехники, пломби-ров, печатей, штампов и др. Разрабатываются формы объяснительных записок, заявлений, запросов, двух журна-лов - журнала регистрации вопросов и ответов и журнала входящих исходящих документов. Если в программе не были предусмотрены порядки документального оформления ревизии, то они разрабатываются во время подготовки ревизии. Подбираются участники ревизии. Комплексная ревизия предусматривает участие в ней специалистов по технологии производства, планированию, снабжению, сбыту, финансам, учету и т.д. Руководитель в ревизии обеспечивает правильную расстановку сил на месте, следит за полнотой и качеством проверки отдельных участков объекта, оказывает участникам ревизии практическую помощь в работе, руководит оформлением материалов ревизии, представительствует в соответствующих службах и организациях. Состав участников ревизии оформляется приказом по организации, которым устанав-ливается также срок ревизии. Ревизоры готовят проект приказа генерального директора о начале работы ревизионной группы. Подготовка ревизоров к ревизии завершается инструктивным знанием, которое проводит руководитель ревизии. Ознакомление с объектом ревизии. Следующий шаг в процессе организации реви-зии - это непосредственное знакомство с объектом ревизии. Для успеха ревизии немаловажное значение имеет ознакомле¬ние со структурой управ-ления организации, данные о которой могут содержаться в приказах по основной деятельно-сти или в документах совета директоров. Изучая структуру управления, необходимо понять общую систему субординации в организации, взаимодействие ее учет¬ного и финансового органов, службы сбыта и снабжения, роль колле¬гиальных органов управления (совета директоров, правления и др.) В ходе предварительного знакомства следует уяснить себе си¬стему документооборота. Первый документ, который требуется про¬честь- номенклатура дел, в которой представлена информация о со¬держании документов, накапливающихся в отделах организации. Необ-ходимо проанализировать порядок создания, регистрации и доведения до исполнителей рас-порядительных документов (приказов, распоря¬жений). Следует ксерокопировать приказы о создании инвентариза¬ционных, ревизионных комиссий, приказы с образцами подписей материально ответственных лиц, распорядителей денежных ресурсов. С опытным работником организации нужно пройти по цехам и складским помещени-ям, посетить службы и отделы. В ходе предва¬рительного обследования организации ревизор должен вникнуть в тех¬нологию работы, территориальное расположение мест хранения и от-грузки материальных ценностей. Во многих организациях бухгалтерия создана по одному прин¬ципу: в ней выделяются отделы реализации, материальный, произ¬водственный, расчетный. В отделе реализации на-капливаются сведе¬ния о готовой продукции организации, ее поступлении из подразде¬лений (цехов) и отгрузке покупателям. В материальном отделе аккумулируются данные о закупках сырья и материалов, их движении. В производственном отделе собираются сведения о затра-тах на про¬изводство, фактические калькуляции. В расчетном отделе определя¬ются размеры заработной платы, начислений и удержаний. Важно установить, в каком отделе ведутся рас-четы по кассе, расчетному и ва¬лютному счетам, ценным бумагам, в том числе векселям, кто и как оформляет взаимозачеты. Во время знакомства с организацией необходимо выяснить, ка¬кие контролирующие службы у нее созданы (ревизионная комиссия, отдел ревизии и анализа, отдел внутреннего аудита и пр.).