Первичные документы, составляемые по итогам инвентаризации отдельных видов имущества Первичные документы составляются по итогам инвентаризации: • основных средств в эксплуатации; • основных средств в ремонте; • нематериальных активов; • финансовых вложений; • товарно-материальных ценностей: • на складе, • в кладовой, • на ответственном хранении, • в пути, • отгруженных, • в торговле; • незавершенного производства; • незавершенного капитального строительства; • денежных средств. Основные средства в эксплуатации. По итогам инвентаризации основных средств со-ставляется инвентаризационная опись основных средств по форме №ИНВ-1, в которой должны быть сделаны ссылки на номер и дату распорядительного документа, указаны даты фактического начала и окончания инвентаризации. Обязательно должны быть две расписки материально ответственных лиц: одна - в нача-ле документа (дается перед началом инвентаризации) о том, что все документы сданы в бух-галтерию и все поступившие ценности оприходованы; вторая - в конце документа о том, что претензий со стороны материально ответственных лиц к инвентаризационной комиссии нет. Сведения о наличии основных средств заносятся в таблицу со следующими графами: 1) наименование основного средства; 2) год выпуска, постройки основного средства; 3) инвентарный и заводской номер, номер паспорта; 4) количество и сумма фактического наличия; 5) количество и сумма по данным бухгалтерского учета. Опись должна быть подписана членами инвентаризационной комиссии, материально ответственными лицами и лицом, проверившим цены и подсчеты итогов. Основные средства в ремонте. Во время инвентаризации часть основных средств мо-жет находиться в ремонте (например, в цехе). Сведения о таких основных средствах заносят-ся в акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств по форме №ИНВ-10, в начале которого даются ссылки на дату и номер распорядительного документа, указываются даты фактического начала и окончания ин¬вентаризации. В конце акта должны быть подписи всех членов инвен¬таризационной комиссии. Информация об основных средствах, на-ходящихся в ремонте, заносится в таблицу со следующими графами: 1) наименование, инвентарный номер ремонтируемого основ¬ного средства; 2) наименование и код заказчика ремонта, номер заказа; 3) стоимость ремонта по смете; 4) процент технической готовности; 5) сметная стоимость выполненного ремонта; 6) фактическая стоимость выполненного ремонта; 7) экономия, перерасход стоимости ремонта основного средства, предусмотренного сметой. Нематериальные активы. При инвентаризации нематериаль¬ных активов проверяются наличие соответствующих первичных бух¬галтерских и юридических документов, подтвер-ждающих право орга¬низации на использование нематериального актива, правильность и своевременность отражения НМА в балансе. Патент на изобрете¬ние, свидетельство на полез-ную модель, патент на промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания требуют государственной регистрации, остальные НМА государственной регистрации не тре¬буют. Утвержденной формы акта инвентаризации нематериальных активов нет. Он составля-ется в соответствии с общим правилом: при¬водятся сведения о дате и номере распорядитель-ного документа, даты фактического начала и окончания инвентаризации, подписи всех чле-нов инвентаризационной комиссии. Итоги инвентаризации НМА должны быть сведены в таблицу, из которой можно сде-лать вывод о наличии принадлежащих органи¬зации НМА по количеству и стоимости, а также правомерности ис¬пользования норм амортизации по ним. Финансовые вложения. При инвентаризации финансовых вло¬жений проверяются фактические расходы организации в ценные бу¬маги и уставные капиталы других организа-ций, а также представлен¬ные другим организациям займы. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавли¬вается: • правильность оформления ценных бумаг; • реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг; • сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета); • своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам. При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей и реестров, хранящихся в бухгалтерии организации. Если ценные бумаги хранятся в организации, то по итогам инвентаризации составля-ется инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности по форме №ИНВ-16. В начале описи фиксируются номер и дата распорядительного документа на основании которого проводится инвентаризация, указываются дата фактического начала и окончания инвентаризации. Утвержденная форма акта предусматривает расписку материально ответственного лица о том, что все документы по ценным бумагам сданы в бухгалтерию и ценные бумаги оприходованы. В конце акта расписываются члены инвентаризационной комиссии, материально ответ-ственное лицо и лицо, проверившее расчеты. В этом же акте материально ответственное лицо может указать причины выявленных излишков или недостач. Руководитель предприятия обязан сформулировать свое решение по итогам инвентаризации ценных бумаг в акте. Фактические данные по итогам инвентаризации ценных 6умаг и бланков строгой отчетности заносятся в специальную, аналитическую таблицу со следующими графами: 1) наименование и код ценной бумаги; 2) наименование и код единицы измерения ценных бумаг; 3) номер, серия, номинал, количество, сумма расходов на обретение ценных бумаг; 4) излишек или недостача по номеру, серии, количеству, с расходов на приобретение ценных бумаг. Нормативно не установлена форма итогового документа инвен¬таризации вложений в уставные капиталы и займы, предоставленные другим организациям, однако он должен отвечать общим требованиям инвентаризационного документа. Вложения в уставные капиталы и зай¬мы должны быть подтверждены правильно оформленными первич¬ными документами, сведения о которых должны содержать инвента¬ризационные акты. Товарно-материальные ценности на складе. Итоги инвента¬ризации на складах зано-сятся в инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по форме №ИНВ-3, которая отличается от инвентаризационной описи основных средств разными итоговы¬ми накопительными таблицами. В накопительной таблице формы №ИНВ-3 содержатся следую-щие графы: 1) наименование и номенклатурный номер товарно-материаль¬ных ценностей; 2) наименование и код единицы измерения по СОЕЙ; 3) цена; 4) количество и сумма товарно-материальных ценностей по ито¬гам фактической про-верки; 5) количество и сумма товарно-материальных ценностей по дан¬ным бухгалтерского учета. Во время инвентаризации на складе выдача материальных цен¬ностей прекращается. Поступление материальных ценностей во вре¬мя инвентаризации заносится в опись «Товарно-материальные цен¬ности, поступившие во время инвентаризации», в которой указыва¬ются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного ордера, наименование товара, количество, цена и сумма. На приходном ордере делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которой записаны эти ценности. Товарно-материальные ценности в кладовой. Иногда одно и то же материально от-ветственное лицо отвечает за небольшую кладо¬вую и за склад с большой номенклатурой ценностей. Все инвентариза¬ционные описи составляются по материально ответственным лицам, а не по местам хранения материальных ценностей. По программе ревизии пересчет ценностей в кладовой может занять у комиссии один День, а на складе - несколько дней. В этой ситуации комиссия может начать инвентаризацию ценностей с кладовой и продолжить ее на ос¬новном складе, форма №ИНВ-3 не позволяет отразить этого. При инвентаризации кладовой заполняется инвентаризационный ярлык по форме №ИНВ-2, который после этой инвентаризации дается материально ответственному лицу на период всей инвентаризации. Этот ярлык является учетным документом, в котором отража-ются фактическое наличие ценностей на начало инвентаризации, а также приход и расход из кладовой во время инвентаризации основного склада. После окончания инвентаризации на основном складе составляется инвентаризационная опись по форме №ИНВ-3, в который пе-реносятся данные из инвентаризационного ярлыка. В ярлыке содержатся ссылки на номер и дату распорядительного документа, в соответ-ствии с которым проводится инвентаризация, приводятся даты фактического начала и окон-чания инвентаризации, подписи членов комиссии, материально ответственного лица и лица проверившего подсчеты и цены инвентаризационного ярлыка. Ярлык содержит две таблицы. В первой таблице отражается фактическое наличие то-варно-материальных ценностей по следующим графам: 1) номер места хранения ценности (стеллаж, полка, ячейка); 2) наименование и номенклатурный номер ценности; 3) наименование и код единицы измерения по СОЕЙ; 4) количество ценностей (цифрами и прописью). Во второй таблице отражается движение материальных ценностей в кладовой во время инвентаризации по следующим графам: 1) дата и номер документа, по которому приходуются или расходуют материальные ценности; 2) количество и сумма прихода ценностей; 3) количество и сумма расхода ценностей; 4) количество и сумма остатка ценностей; 5) подпись члена комиссии по каждому номеру ценностей, по которому произошли из-менения во время инвентаризации. Товарно-материальные ценности на ответственном хранении. На складе могут на-ходиться товарно-материальные ценности, не принадлежащие организации, которые заносятся во время инвентаризации в специальную ведомость по форме №ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение». Преамбула этой описи и ее заключительная часть имеют те же реквизиты, что и основная опись товарно-материальных ценностей по форме №ИНВ-2, в которой также делаются ссылки на дату и номер распорядительного документа, даты фактического начала и окончания инвентаризации, приводятся две расписки, во-первых, о том, что все документы сданы в бухгалтерию и прочие ценности оприходованы, а во-вторых, о том, что претензий к ин¬вентаризационной комиссии нет. Итоги инвентаризации товарно-материальных ценностей, нахо¬дящихся на ответствен-ном хранении, заносятся в таблицу по следу¬ющим графам: 1) наименование и код ОКПО поставщика товарно-материаль¬ных ценностей; 2) наименование и номенклатурный номер товарно-материаль¬ных ценностей; 3) наименование и код по СОЕЙ единицы измерения товарно-материальных ценно-стей; 4) количество и стоимость товарно-материальных ценностей; 5) дата принятия на хранение товарно-материальных ценностей; 6) место хранения; 7) наименование, дата и номер товарно-транспортного докумен¬та, по которому посту-пили товарно-материальные ценности. Товарно-материальные ценности в пути. На начало инвента¬ризации часть сырья, ма-териалов, товаров может находиться в пути от поставщика. Инвентаризация таких ценно-стей оформляется актом инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути, по форме №ИНВ-6. В преамбуле акта даются ссылки на дату и номер распорядительного доку-мента, указываются даты фактического начала и окон¬чания инвентаризации. Все члены инвентаризационной комиссии ставят свои подписи в конце документа. Акт оформляется в виде таблицы со следующими графами: 1) наименование и номенклатурный номер товарно-материаль¬ных ценностей; 2) наименование и код СОЕЙ единицы измерения товарно-ма¬териальных ценностей; 3) количество и сумма товарно-материальных ценностей; 4) дата отгрузки товарно-материальных ценностей; 5) наименование и код ОКПО поставщика товарно-материаль¬ных ценностей; 6) дата, номер и сумма товарно-транспортного документа, по которому поступят товар-но-материальные ценности. Товарно-материальные ценности отгруженные. При инвентаризации готовой про-дукции часть продукции может быть отгружена, но оплата по ней еще не поступила. В таком случае проводится инвентаризация документов по товарам отгруженным. Итоги инвен-таризации заносятся в акт инвентаризации товаров отгруженных по форме №ИНВ-4, в преамбуле которой даются ссылки на номер и дату распорядительного документа, указыва-ются даты начала и окончания инвентаризации. В заключительной части акта расписываются члены инвентаризационной комиссии. Информация по итогам инвентаризации товаров отгруженных сводится в одну таблицу со следующими графами: 1) наименование и код ОКПО покупателя (плательщика); 2) наименование и номенклатурный номер отгруженных товарно-материальных ценно-стей; 3) дата отгрузки; 4) дата, номер и сумма товарно-транспортного документа. Товарно-материальные ценности в торговле. По итогам инвентаризации товарно-материальных ценностей в оптовой торговле, где имеется количественный и суммовой учет, составляется инвентаризационная опись товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле по форме №ИНВ-12. Если инвентаризация проводится в магазине розничной торговли, то заполняется ин-вентаризационная опись товаров, материалов и денежных средств в торговле по форме №ИНВ-13. Незавершенное производство. Методика проверки незавершенного производства оп-ределяется технологией производства. Перед началом инвентаризации незавершенного про-изводства необходимо сдать на склад все ненужные цеху материалы, покупные детали и по-луфабрикаты, а также детали, узлы, агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена. Инвентаризационная комиссия совместно с технологами определяет количество заде-лов, места, где сосредотачиваются детали, узлы, агрегаты, являющиеся полуфабрикатами. Проверка заделов незавершенного производства производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания. Используя технологические коэффициенты переработки, ин-вентаризационная комиссия делает расчет содержащихся в полуфабрикатах исходных про-дуктов. Нормативными документами не предусмотрена итоговая форма акта инвентаризации незавершенного производства. Однако в инвентаризации незавершенного производства должны быть сделаны ссылки на номер и дату распорядительного документа, приведены да-ты фактического начала и окончания инвентаризации. В конце описи должны быть подписи всех членов инвентаризационной ко¬миссии. Итоги инвентаризации незавершенного производства должны быть сведены в таблицу, которая дает возможность членам инвента¬ризационной комиссии установить, сколько исход-ных продуктов по количеству и стоимости находится в состоянии обработки и передела, ка-кую стоимость составляет незавершенное производство на момент инвентаризации. Акт составляется на каждое обособленное структурное подраз¬деление организации. В итоговой таблице акта должны быть указаны точные наименования заделов, стадий перера-ботки, оценка степени готовности по количеству или объему. Сырье и материалы, не прошедшие обработку, но находящиеся на рабочих местах, в акт инвентаризации незавершенного производ¬ства не включаются, а инвентаризируются и фик-сируются в отдель¬ной описи. Забракованные детали в опись незавершенного производ¬ства тоже не включаются, по ним составляются отдельные описи. Незавершенное капитальное строительство. Форма итогово¬го акта инвентаризации незавершенного строительства не предусмот¬рена нормативными документами. Требования к итоговой форме об¬щие: обязательные ссылки на номер и дату распорядительного доку¬мента, указание фактических сроков начала и окончания инвентари¬зации. Акт должен быть подпи-сан всеми членами инвентаризационной комиссии. Специальные требования к итоговому инвентаризацион¬ному документу по незавершенному капитальному строительству вклю-чают: наименование объекта, объем выполненных работ по объекту, объем выполнения по каждому отдельному виду работ, конструктив¬ным элементам, оборудованию, сравнение сметной и фактической стоимости работ. Инвентаризационная комиссия должна обратить внимание, не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое им, оценить готовность законсервированных и временно прекращенных объектов капитального строительства. Акт инвента¬ризации незавершенного капитального строительства должен содер¬жать сведения о перерасходе или экономии стоимости работ по срав¬нению со сметой. Денежные средства. Инвентаризация наличных денежных средств в кассе организа-ции заносится в акт инвентаризации наличных денежных средств по форме №ИНВ-15, в начале которого даются ссылки на номер и дату распорядительного документа, указывается дата фактического проведения инвентаризации кассы, приводят подписи всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственного лица, а также содержатся две расписки материально ответственного лица: во-первых, о том, что все документы сданы в бухгалтерию и все наличные денежные средства оприходованы, и, во-вторых, о том, что все денежные средства, перечисленные в находятся на его ответственном хранении. В акте предусмотрено место для объяснения материально ответственным лицом причин выявленных излишков или недостач водитель организации обязан в акте отразить решение, принятое итогам инвентаризации наличных денежных средств.