Ревизия поступления материалов Такая ревизия проводится по нескольким направлениям. Остановимся на двух важнейших из них. Выборочная документальная проверка отнесения товарно-материальных ценностей (поступивших за последний отчетный год) к материалам. Ревизор выборочным методом проверяет обоснованность отнесения объектов к мате-риалам. В табличной форме представляются резуль¬таты проверки, которые позволяют оценить правильность (обосно¬ванность): • применения критерия для отнесения объектов к материалам; •установление производственного и непроизводственного ха¬рактера приобретенных материалов; •документального оформления учета материалов (наличие до¬кументов, подтверждаю-щих право собственности, инвентарных кар¬точек учета материалов, накладных на получение материалов). Документальная проверка учета поступающих материалов. При ревизии поступления материалов следует иметь в виду, что первичные документы по поступлению материалов играют важную роль в орга¬низации учета материалов, так как являются его основой. Непосред¬ственно по первичным документам осуществляется контроль за по¬ступлением товарно-материальных ценностей. Материалы поступают от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших эти материалы за на¬личный расчет, от списания пришедших в негодность основных средств, из собст-венного производства. Ревизор проверяет порядок учета поступающих материалов, в ча¬стности, наличие ут-вержденного плана материального обеспечения, наличие в отделе снабжения ведомостей оперативного учета выпол¬нения договоров поставки или журнала учета поступающих материа¬лов, в которых указываются: регистрационный номер и дата догово¬ра; дата записи; наименование поставщика, дата и номер транспорт¬ного документа; дата и номер счета; род груза; дата приходного ордера или акта о приемке, запроса о розыске груза. Ревизор должен также выявить факты недопоставки и излишней поставки товаров пу-тем сверки фактически поступивших материалов в части ассортимента, количества, цены с данными договоров поставки. Кроме того, нужно установить соответствие порядка выдачи, составления и использования доверенностей на получение ТМЦ тре¬бованиям нормативных документов. По данным журнала учета дове¬ренностей на получение ТМЦ выявляются случаи вы-дачи доверенно¬стей лицам, не работающим в ревизуемой организации, контролиру¬ется порядок оформления доверенностей (заполненных полностью или частично, без образцов подписей лиц, на имя которых они выписаны), правила их выдачи (новая доверенность выписывается одно) и тому же лицу после представления отчета об использовании ранее полученной доверенности), определяется, нет ли нарушения инструкции о порядке выдачи доверенностей на получение ТМЦ. При ревизии поступлений материалов на склады организации автотранспортом прово-дится сверка журнала учета поступающих материалов с данными автотранспортных на-кладных, приходных ордеров и карточек учета материалов. Журнал учета поступающих материалов должен находиться в отделе снабжения, авто-транспорта, а накладные и приходные ордера - в материальном отделе бухгалтерии, карточки учета материалов - у кладовщика. На всех первичных документах проверяются подписи, дата, сумма, цена. Обороты материалов по журналу учета поступающих материалов и пер-вичным документам, сверяются с оборотами ведомости №10 «Учет материале на складе». Если в организации действует пропускная система, то для сверки могут быть взяты данные пропусков, которые, как правило, хранятся в материальном отделе бухгалтерии. Если материалы вывозятся со склада продавца своим автотранспортом, то ревизор обя-зан провести дополнительно сверку с корешками доверенностей, выданных работникам организации для получения ТМЦ на складе продавца, или с журналом регистрации доверенностей. При наличии актов приемки материалов формы №М-7 вместо приходных ордеров ревизор проводит их экспертизу. Он проверяет полномочия членов приемочной комиссии, поставивших свои подпи¬си в акте. Для этого изучается приказ по основной деятельности о создании приемочной комис-сии, в котором зафиксированы фамилии и должности ответственных лиц. Далее проверяется работа юридической службы организации по работе с претензиями поставщику, зафиксиро-ванными в акте. При доставке ТМЦ железнодорожным транспортом также осуществляется сверка дан-ных журнала учета поступающих материалов (журнала регистрации доверенностей) с дан-ными железнодорожных накладных, приходных ордеров, карточек учета материалов, кореш-ков доверенностей, выданных материально ответственным лицам на получение груза на то-варной станции. Если ревизор при проверке информации о поставках матери¬альных ценностей же-лезной дорогой обнаруживает коммерческие акты, по которым принимаются ТМЦ, то не-обходимо провести экс¬пертизу юридической силы таких актов. Для этого проверяются подпи¬си, даты, соответствие названий материальных ценностей данным железнодорожной накладной и договора поставки. Далее исследуется порядок работы с коммерческими актами претензионной службы орга¬низации. При ревизии поступлений материалов на склады организации от подотчетных лиц про-веряется сверка журнала учета поступающих материалов с товарными чеками, приходными ордерами и карточка¬ми учета материалов. Товарный чек - документ, подтверждающий факт приобретения и стоимость товара, приобретенного подотчетным лицом за наличный расчет. Товарные чеки прилагаются к авансовому отчету подотчетного лица и хранятся в матери-альном отделе бухгалте¬рии организации. При ревизии поступления на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от лик¬видации основных средств, и пр. проводится сверка данных журнала учета поступающих материалов с данными накладных на внут-реннее перемещение и карточек учета материалов. Все подобные поступле¬ния на склады оформляются однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выпи¬сываются подразделением-сдатчиком в двух экземплярах, один явля¬ется основанием для списания материалов с подразделения-сдатчика, другой направляется на склад и используется в качестве приходного документа. При выявле-нии в ходе ревизии акта формы №М-35 реви¬зор проверяет правомочие подписей, количе-ство, сумму, наименова¬ние ТМЦ. Все данные акта сверяются с данными акта форм №ОС-4, инвентарной карточки формы №ОС-6. Акт по форме №М-35 состав¬ляется в том случае, если разборку здания или сооружения проводит подрядчик. Ревизор может сделать запрос подрядчику о подтвержде¬нии данных акта по форме №М-35. Далее данные акта сверяются с оборотами в журналах-ордерах №11 и №13. При обнаружении оформления оприходования на склад мате¬риальных ценностей требованием-накладной формы №М-11 необхо¬димо изучить причины и определить ответственность должностных лиц, допустивших отпуск со склада излишних материалов, сдаваемых теперь на склад. Как мы уже говорили, перемещение материальных Ценностей с одного склада на другой также оформляется требовани¬ем-накладной формы № М-11. Таким случаям ревизор должен дать экономическую оценку, установить экономическую целесообразность Действий должностных лиц, допустивших перемещение грузов с од¬ного склада на другой. Ревизор проверяет полноту оприходования на складах организации ТМЦ путем иссле-дования актов, составленных на расхождения в количестве и качестве, выявленные при при-емке ТМЦ, поступивших без счета поставщика, карточки учета претензий.