Инвентаризация материалов До начала проверки фактического наличия имущества ревизору надлежит получить по-следние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о дви-жении материальных ценностей. Он визирует все приходные и рас¬ходные документы, при-ложенные к реестрам (отчетам), с указанием «До инвентаризации на (дата)», что должно служить бухгалтерии орга¬низации основанием для определения остатков на складе к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к на¬чалу инвентаризации все расходные и приходные документы на иму¬щество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной ко¬миссии и все ценности, поступившие под их ответственность, опри-ходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие до-веренности на получение имущества. Проверенные на складе партии сырья или материалов члены комиссии записывают в той последовательности, в какой идет инвен¬таризация. Записи делаются в черновиках. Ве-дутся как минимум два черновика. Один черновик заполняет материально ответственное ли-цо, другой - кто-нибудь из членов инвентаризационной комиссии. По мере необходимости записи в двух черновиках сверяются. И толь¬ко по окончании инвентаризации оформляется инвентаризационная опись. В инвентаризационной описи ценности расположены по на-именованиям и артикулам, значащимся в учете, что часто не соответ¬ствует порядку их распо-ложения на складе. Достоинство описанного метода ведения записи (сначала в черновиках, потом в инвен-тариза¬ционных описях) состоит в том, что записи о материальных ценно¬стях вносятся в чер-новики в такой последовательности, в которой они расположены на складе, и если кто-нибудь из участников инвен¬таризации не внес в свой экземпляр черновика какую-то партию сырья, то при повторной проверке ее можно быстро обнаружить по месту нахождения. В не-которых случаях запись проверенных в натуре мате¬риальных ценностей целесообразно вести трем лицам: материально ответственному лицу, председателю ревизионной комиссии и конт¬ролеру-ревизору. Инвентаризационные описи заполняются не менее чем в двух экземплярах четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в нату¬ральных измерителях, записанных на данной странице. В описях не¬обходимо указывать полное наименование товаров, тары, их номенк-латурные и прейскурантные номера, артикулы, сорта и другие отли¬чительные признаки, предусмотренные прейскурантами, количество мест, единицы измерения, массу-брутто, массу-нетто или количество. В описях не допускается оставлять незаполненные строки — они прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен и подсчета итогов за подписями лиц, проводивших эту проверку. Нельзя записывать в опись остатки ТМЦ по данным бухгалтерского учета, а также со слов кладовщика и других лиц. Каждую страни¬цу и опись в целом при условии обязатель-ного подсчета натуральных единиц подписывают все участники ревизии, в том числе ма-териально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают рас-писку в том, что им предъявлены для проверки все ценности, ревизия проведена правильно и претензии к ревизионной комиссии (ревизору) нет. В результате инвентаризации может быть выявлена пересорти¬ца. В этом случае взаим-ный зачет излишков и недостач от пересорти¬цы может быть допущен только в виде исключе-ния за один и тот же проверяемый период, у одного и того же материально ответственного лица и в отношении ТМЦ одного и того же наименования. Матери¬ально ответственные лица по результатам инвентаризации, в том числе по пересортице, дают подробные объяснения. При зачете недостач и излишков в результате пересортицы мо¬гут возникнуть суммовые разницы. Недостачи относятся в начет ма¬териально ответственным лицам, излишки прихо-дуются с выявлением причин и виновников возникновения. На практике встречаются суммовые разницы, которые образуются в результате неправильного применения цен по вине бухгалтерии или вследствие округления. Особенно внимательно следует проверить законность и размер применяемых норм ес-тественной убыли на отдельные материалы правильность исчисления суммы естест-венной убыли и ее списания (не списывались ли материалы под видом естественной убыли до установления недостачи данного вида ТМЦ). По всем другим выявленным расхождениям материально ответ¬ственные лица представ-ляют письменные объяснения. Излагаемые в этих объяснениях факты должны быть тщатель-но проверены; их нуж¬но принимать во внимание при определении окончательных итогов, если эти итоги подтверждаются проверками, либо отклонять. Инвентаризационные ведомости составляются отдельно на ма¬териалы в пути, матери-альные ценности, принятые на хранение или в переработку, и на материалы, переданные для переработки сторон¬ним организациям. Все документы инвентаризации: приказ о проведении инвента¬ризации, расписки, черновые описи, инвентаризационные описи письменные объяснения и заявления материально ответственных лиц, а также сличительные ведомости — должны быть скреплены вместе и представлены в инвентаризационную комиссию для рассмотрения и принятия решения по результатам инвентаризации, которые должны быть отражены в бухгалтерском учете того месяца, когда проводи¬лась инвентаризация, в срок до 10 дней после окончания инвентаризации.