Внутрихозяйственный финансовый контроль Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохране-ния и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль. Внутренний контроль является одной из основных функций уп¬равления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эф¬фективности принятых управленческих решений, выявления откло-нении и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирова¬ния руководства для при-нятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Французская ассоциация бухгалтеров и аудиторов определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый руководством и персоналом, чтобы постоянно давать надежные подтверждения того, что финансовая информация достоверна, законы, нормативные акты и директивы соблюдаются, операции выполнены, их правильность обеспечена, что позволяет организации выполнить свои основные задачи, каковыми являются защита имущества, рен-табельность и эф¬фективность деятельности. Система внутрихозяйственного контроля организации включа¬ет три основных эле-мента: среду контроля, учетную систему и про¬цедуры контроля. Среда контроля - это действия, мероприятия и процедуры, ко¬торые отражают общее отношение администрации и собственников организации к контролю, степень его значимо-сти. Эту среду форми¬руют следующие составляющие: стиль и основные принципы управ-ления, организационная структура, распределение полномочий и от¬ветственности, управленческие методы контроля, работа с персона¬лом, внешние факторы. Для контроля за работой организации администрация использу¬ет различные управлен-ческие методы, включая определение квалифи¬кации сотрудников, оценку системы обра-ботки информации и состав¬ления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой дея-тельно¬сти и их сравнение с запланированными, изучение деятельности отдельных подразде-лений. Важное значение имеет порядок внутрен¬него управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей. Учетная система - это совокупность процедур по сбору, регист¬рации, обработке и представлению данных об активах, пассивах и хо¬зяйственных операциях организации. Эф-фективная система бухгал¬терского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, класси¬фикацию и обобщение. Для понимания учетной системы организации необходимы изу¬чение и оценка следую-щих сведений о ее хозяйственной деятельности: • учетной политики и основных принципов ведения бухгалтер¬ского учета; • организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтер-ского учета и подготовку бухгалтерской отчетности (бухгалтерии); • распределения обязанностей и полномочий между сотрудни¬ками бухгалтерии; •организации подготовки, оборота и хранения документов, от¬ражающих хозяйственные операции; • порядка отражения хозяйственных операций в учетных реги¬страх, форм и методов обобщения данных таких регистров; • порядка подготовки бухгалтерской отчетности на основе дан¬ных бухгалтерского уче-та; • роли и места вычислительной техники в ведении учета и под¬готовке отчетности; • критических областей учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгал-терской отчетности особенно велик; • средств контроля, предусмотренных в отдельных областях си¬стемы учета. Процедуры контроля - это методы и правила, разработанные администрацией для то-го, чтобы иметь уверенность в том, что все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально быстро; целостность данных обес¬печена учетными регистрами; доступ к акти¬вам и связанным с ними документам ограничен. Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организа-ции (менеджерами, бухгалтерами, экономи¬стами), так и специально созданными для этих целей подразделения¬ми (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и фун-кции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зави¬сят от установленных для системы внутреннего контроля целей и орга¬низационной структуры предприятия. В рамках консультационной функции внутреннего аудита мож¬но выделить: функцио-нальный аудит; органи¬зационно-технический аудит; всесторонний аудит системы произ-вод¬ства и управления; консультационный аудит. Функциональный аудит систем производства и управления про¬водится для оценки ка-чества исполнения функций производства и уп¬равления каким-либо подразделением (долж-ностным лицом) органи¬зации. Примеры функционального внутреннего аудита: • контроль качества отчетов об исследовании рынков, состав¬ленных отделом маркетин-га; • контроль качества сегментарной отчетности (в разрезе приня¬тых подходов к ее состав-лению), составленной соответствующим под¬разделением бухгалтерии; • контроль качества оперативных отчетов (управленческих ба¬лансов) о состоянии и движении капитала организации, составлен¬ных управленческой бухгалтерией; контроль ка-чества обслуживания и техники управления, в том числе компьютерных систем. Организационно-технический аудит систем производства и уп¬равления выражает проводимый аудиторами контроль разнообразных звеньев систем производства и управления на предмет организацион¬ной и технической (совокупность применяемых в работе приемов и способов) целесообразности их функционирования. К организаци¬онно-техническому аудиту можно отнести: • контроль целесообразности организационной структуры; • контроль целесообразности схемы организационных отноше¬ний; •контроль целесообразности приемов управления (технический аспект), в том числе персоналом; • контроль организационной и технической целесообразности иных систем производст-ва и управления, в том числе систем управле¬ния персоналом, коммуникаций, управленче-ской информационной системы. Кроме того, внутренние аудиторы могут проводить более глубо¬кий контроль деятельности организации, который выражается в со¬вокупности организационно-технологического и функционального аудита систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней сре¬дой, например, системы внешних профессиональных связей, имид¬жа, общественных связей. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оцениваются устойчивость ее по¬ложения в социальных системах более высокого порядка, а также пер¬спективы развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией. Внутренние аудиторы могут участвовать в разработке внутрихо¬зяйственных регламен-тов и других внутренних нормативных докумен¬тов, консультировать по различным во-просам законодательства, уча¬ствовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала, проводить консультации для работников аппарата управления по ис¬полнению различных финансово-хозяйственных операций, участво¬вать в постановке бухгалтерского учета. Все эти функции относятся к консультационному аудиту. Итак, существующие виды финансового контроля за деятельно¬стью хозяйствующего субъекта - коммерческой организации разли¬чаются: 1) субъектами, проводящими проверку; 2) субъектами, в интересах которых проверка осуществляется; 3) целями проверки; 4) формой представления результатов проверки. Однако и государственный (муниципальный), и независимый, и внутрихозяйственный контроль объединяет реализация конт¬рольной функции посредством решения следующих общих для них задач: - изучения конкретного состояния хозяйственной и финансо¬вой деятельности проверяе-мого объекта; - оценки, полученной в ходе исследования информации, с тем чтобы: - установить степень достоверности бухгалтерской (в ряде слу¬чаев внутренней) отчет-ности объекта, - установить соблюдение норм и правил, закрепленных норма¬тивными актами, дейст-вующими в Российской Федерации, внутрен¬ними положениями и инструкциями, - оценить произведенные расходы и полученные результаты производственно-хозяйственной деятельности.