Задачи, последовательность и источники контроля и ревизии расчетных опера-ций В процессе финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяй¬ственных организаций осуществляются различные взаимоотноше¬ния их с другими юридическими, а также физиче-скими лицами, прак¬тической формой проявления которых выступают денежные расче¬ты, основанные на использовании механизма товарно-денежных отношений. Наиболее характерные расчеты - взаимоотношения с учредителями, поставщиками и подрядчиками, покупателями и за¬казчиками, финансово-кредитными и налоговыми органами, орга¬нами социального обеспечения и социального страхования, транс¬портными и другими орга-низациями, а также со своими работника¬ми и отдельными лицами. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость денежного обращения в стра¬не и наиболее эффективное воздействие финансово-кредитных ры¬чагов на дальнейшее развитие экономического производства. Основными задачами контроля и ревизии расчетных операций являются: определение законности, целесообразности и реальности их возникновения и осуществления, установле-ние состояния со¬блюдения и путей дальнейшего укрепления расчетно-платежной дис-циплины и повышения эффективности использования собственных и заемных денежных средств. Контроль и ревизия расчетных операций призваны не толь¬ко вскрывать допущенные недостатки в их организации, но и предупреждать неправильное использование платежных средств и формирование незаконных и нецелесообразных расчетных взаимоотношений. В связи с этим за состоянием расчетно-платежной дисциплины в каждом хозяйстве должен быть установлен систематический контроль на всех стадиях формирования и осу¬ществления расчетных операций, начиная от их планирования и заканчивая погашением задолженности. Отсюда большая роль в организации контроля за указанными операциями принадлежит пре-жде всего руководителям и управленческому персоналу сельскохозяйственных организаций. Выявить общее состояние и определить пути улучшения организации расчетных взаи-моотношений позволяет проведение документальных ревизий и проверок, повышению эф-фективности которых способствует правильное чередование контрольно-реви¬зионных работ и применение различных приемов и способов кон¬троля в ходе их осуществления. В методическом отношении наиболее предпочтительной счи¬тается такая последова-тельность проведения ревизии или провер¬ки расчетных операций, при которой сначала про-веряются расче¬ты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, затем рас-четы по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с учредителями, подотчетными лицами и, наконец, с прочими дебиторами и кредиторами. В свою очередь по каждой из перечисленных групп расчетов сначала выявляются нали-чие, соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности об остатках той или иной за-долженности, за¬тем устанавливаются дата и характер ее возникновения, закон¬ность и реаль-ность. Заканчивается проверка или ревизия опреде¬лением того, как своевременно погасить задолженность и укре¬пить расчетно-платежную дисциплину. Источниками контрольных данных для проведения этой ревизии или проверки слу-жат записи по соответствующим счетам бухгалтерс¬кого учета (VI раздел «Расчеты» типового плана счетов, которому должен соответствовать и рабочий план счетов), первичные докумен¬ты и учетные регистры, а также договоры и бизнес-планы, налоговые декларации, бухгалтерская отчетность и иные документы.