Контроль и ревизия расчетов по социальному страхованию и обеспечению Действующая система социального страхования и обеспечения включает в себя форми-рование соответствующих внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социаль-ного страхова¬ния РФ, Федерального и территориальных фондов обязательно¬го медицинского страхования), обеспечивающих их функциони¬рование и финансирование гарантированных социальных выплат. Для этого хозяйствующие субъекты осуществляют обязательные платежи в виде единого социального налога в соответствии с Налогового кодекса РФ, а также сборов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве согласно со¬ответствующему Федеральному закону «Об обязательном соци-альном страховании от несчастных случаев на производстве и про¬фессиональных заболеваний» и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию в соответ-ствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Контроль и ревизия указанных расчетов направлены на выяв¬ление соблюдения дейст-вующего законодательства по взиманию этих платежей, правильности их исчисления и свое-временности погашения, а также назначения и выплаты, установленных посо¬бий по социальному страхованию. Основным источником контрольных данных по этим опера¬циям служат записи по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Сопоставляя фактически начисленные суммы по социальному страхованию с уточненной суммой еди¬ного социального налога, определенной в порядке, изложенном предыдущем параграфе, а также с установленным размером, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве (для сельскохозяйственных орга¬низаций - в размере 2% от начисленных сумм оплаты труда работников за отчетный период) контролеры выявляют полноту и своевременность их уплаты. При этом следует иметь в виду, что сельскохозяйственные организации, перешедшие на специ¬альные налоговые режимы, освобождаются от уплаты единого социального налога, за исключением страховых взносов на обя¬зательное пенсионное страхование. Поскольку базой для начисления единого социального налога, взносов по обязательно-му страхованию от несчастных случаев на производстве и взносов по обязательному пенси-онному стра¬хованию являются суммы начисленной оплаты труда работников хозяйства за отчетный период, контрольному изучению следует подвергать, прежде всего, все выплаты по основной и дополнитель¬ной оплате труда, предусмотренные положением об оплате труда в данном хозяйстве, включая премии и другие стимулирующие выплаты, принимаемые в расчет этой базы. Вместе с тем выявля¬ются выплаты, необоснованно включенные в такие расчеты и при¬ведшие к излишнему начислению указанных платежей. Тщательной проверке подлежат исчисление и возмещение со¬циальных пособий, про-водимые за счет средств социального стра¬хования. К ним относятся пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, на детей малообеспеченным семьям и на погребение. Ука¬занные пособия выдаются в установленных размерах (в процен¬тах от среднего заработка - первые два вида пособий или в твердых суммах - остальные пособия). Для этого наряду с записями по счетам 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспече¬нию» и 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» привлекаются Данные учета личного состава работников, карточек индивидуального учета их доходов, больничные листки о временной поте-Ре трудоспособности, расчетно-платежные ведомости. При необходимости применяют такие приемы контроля, как очный опрос отдельных лиц, письменные запросы учреждений здравоохранения, органов социального обеспечения и социального страхования. В ходе этой проверки контролеры должны устано¬вить реальность каждой операции, связанной с выплатой пособий, правильность определения количества дней нетрудоспособности применения соответствующих норм возмещения, исчисления среднего заработка и суммы пособий. Как правило, в крупных и сред¬них хозяйствах при плановых ревизиях и проверках контроль рас¬четов по социальному страхованию и обеспечению осуществляет¬ся выборочным методом, для чего рекомендуется подвергнуть контрольному изучению отдельные виды пособий по выборочной совокупности работников хозяйства. И лишь при выявлении фак¬тов нарушения действующего законодательства правильность на¬числения и выплат указанных сумм следует проверить сплошным методом. После проверки правильности определения единого социального налога, страховых взносов и выплат пособии контролеры устанавли¬вают полноты и своевременность перечис-ления причитающихся пла¬тежей и правильность зачета сумм по социальному обеспечению и социальному страхованию, Наряду с этим выявляется своевременность погашения задолжен-ности органам социального обеспечения и соци¬ального страхования путем сверки дат пере-числения страховых взно¬сов по платежным поручениям и установленных сроков указанных платежей. По обнаруженным суммам уплаченных пени и штрафов за просрочку указанных платежей выявляются причины и виновные лица, что находит отражение в общем акте реви-зии или отчете о результа¬тах проверки. Однородные нарушения, связанные с неправильным оп¬ределением облагаемого фонда заработной платы, исчислением сред¬него заработка, при-менением норм возмещения и расчетом соци¬альных пособий, систематизируются в специ-альных ведомостях, прилагаемых к вышеупомянутым обобщающим документам, а в пос-ледних отмечаются лишь итоговые суммы по этим фактам.