Контроль и ревизия прочих доходов и расходов Как известно, в соответствии с международными и отечественными стандартами бух-галтерского учета и бухгалтерской отчетности к про¬чим доходам и расходам относятся по-ступления и расходы, не свя¬занные с предметом деятельности организации (ее обычной дея-тель¬ности), что применительно к сельскохозяйственным организациям включает обычно не-профильные коммерческие и иные операции. При осуществлении контроля и ревизии ука-занных операций необходимо, прежде всего, проверить состав и правильность формирова¬ния таких доходов и расходов, руководствуясь соответствующими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99), ти¬повыми и отраслевыми планами счетов бухгалтерского учета и ука¬заниями по их применению. При этом особое внимание надо обращать на правомерность включения в состав прочих доходов и расходов соответственно поступлений и расходов, связанных с предоставлением за плату во временное пользование активов проверяемого хозяйства по договору аренды (лицензионному и иным договорам за пользование объектами интеллектуальной собственности) и с учас¬тием в уставных капиталах других организаций. В настоящее время нет нормативно установленных критериев отнесения этих операций к обычной деятельности, но считается, что таковой они являются по существу при их регулярном осуществлении и удельном весе более 5% общей суммы доходов хозяйства. В частности, в ряде случаев хозяйства получают немалые до¬воды от сдачи в аренду служебных помещений, учитывая их в качестве прочих поступлений, хотя по существу ука-занные операции носят характер их предмета деятельности. Так, исходя из тре¬бований главы 26.1 «Единый сельскохозяйственный налог» Налогового кодекса РФ сельскохозяйственные товаропроизводители могут применять этот специальный налоговый режим при усло¬вии, если в общем объеме выручки доходы от реализации сельс¬кохозяйственной продукции собственного производства (включая и ее переработку) составляют не менее 70%. В тех случаях, когда доходы от аренды (равно как и от иного пользования за плату активов хозяйства) превышают 30% общей выручки, хозяйства лишаются вышеупомянутого права и подлежат переводу на общий режим налогообложения. Вместе с тем нередко допускается необоснованное включение в состав обычной дея-тельности продажи основных средств и материально-производственных запасов, что для сельскохозяйственных организаций носит обычно эпизодический характер и рассматривает-ся в качестве прочих операций (в ряду таких, как опе¬рации с тарой, полученные и уплачен-ные проценты за пользование денежными средствами, безвозмездная передача активов, кур-со¬вой разницы и др.). Тщательной проверке надо подвергать внере¬ализационные доходы и расходы, к которым в системе бух¬галтерского учета относятся; пени, штрафы и неустойки за нару¬шение договоров; возмещение полученных убытков; прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; суммы креди¬торской и дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности; суммы дооценки и уценки активов и др. (заме¬тим, что для целей налогообложения прибыли в состав внереализационных доходов и расходов включаются также операционные и некоторые другие поступления и расходы, отражаемые в бух¬галтерском учете в ином порядке). При этом особое внимание надо уделять обоснованности применения штрафных санкций за нару¬шение хозяйственных договоров, для чего контрольному изуче¬нию подлежат как договорные условия, так и состояние претен-зионной работы в хозяйстве. При выявлении фактов ущемления законных интересов хозяйства при заключении тех или иных до¬говоров контролеры вносят предложения по их соответствующей корректировке путем заключения дополнительных соглашений или оспаривания односторонних мер ответственности в установ¬ленном порядке. В необходимых случаях по результатам такой проверки могут приниматься меры по оформлению встречных ис¬ков к партнерам или по возмещению причиненного ущерба ви¬новными должностными лицами хозяйства. Среди вышеперечис¬ленных расходов в сельскохозяйственных организациях заметное место могут занимать расходы на осуществление мероприятий культурно-просветительного характера, благотворительной дея¬тельности и иных аналогичных мероприятий, обоснованность и целесообразность которых следует установить в ходе контроля и ревизии прочих доходов и расходов, имея в виду, что указанные расходы нередко навязываются муниципальными администраци¬ями и не вызваны интересами развития сельскохозяйственного производства (особенно в условиях его убыточности). В заключительной части контроля за указанными операциями определяют правиль-ность отражения прочих доходов и. расходов в ведомости их аналитического учета к журна-лу-ордеру №15-АПК или в соответствующей машинограмме по счету 91 «Прочие дохо¬ды и расходы» и достоверности соответствующих показателей фор¬мы №2 «Отчет о прибылях и убытках» применительно к годовой бухгалтерской отчетности. При проведении проверки состояния налогового учета внереализационных доходов и расходов устанав¬ливаются наличие соответствующих налоговых регистров, соблю¬дение их состава в соответствии со статьями 250 и 265 Налогового кодекса РФ, а также недоначисленные и переначисленные суммы за проверяемый период, на основании чего затем вносятся необхо¬димые уточнения и представляются уточненные налоговые декла¬рации за каждый отчетный период, в котором были допущены та¬кие отклонения.