2. Требования к составлению сегментной финансовой отчетности (МСФО 14) Если деятельность компании, холдинга, финансово-промышленной группы диверсифицирована, то ее подразделения, управляемые различными группами руководителей, могут иметь отличные друг от друга показатели прибыльности. Как правило, эти подразделения ведут себя как самостоятельные компании, формально объединенные в единую организацию. Различия в уровне риска, показателях роста и рентабельности подразделений не могут быть оценены на основе консолидированной (сводной) отчетности. Поэтому Комитет по МСФО разработал стандарт, в соответствии с которым диверсифицированные компании должны представлять дополнительную информацию по наиболее важным направлениям своей деятельности. Подготовка и представление сегментной отчетности сопряжены со следующими трудностями: - во-первых, определенные сложности возникают в связи с решением вопроса о том, какие направления деятельности следует отражать в сегментной отчетности. Так, даже компании, осуществляющие одинаковые виды деятельности, обычно имеют различную организационную структуру, поэтому их сегментные отчеты могут значительно различаться; - во-вторых, необходимо учитывать различия в методах трансфертного ценообразования при торговых операциях между подразделениями одной компании; - в-третьих, возникает проблема распределения общих расходов между различными подразделениями компании (например, общехозяйственных расходов). Несмотря на указанные сложности, сегментные отчеты значительно облегчают процесс принятия рациональных экономических решений. Основное влияние на риски обычно оказывает вид деятельности подразделения и его привязка к географическому региону. Поэтому МСФО выделяют два типа сегментов: хозяйственные и географические. Определение сегмента приводится в МСФО 14 «Сегментная отчетность», в соответствии с которым: Хозяйственный сегмент - представляет собой отдельно выделяемый компонент предприятия, занятый производством продукции или предоставлением услуг, риски и выгоды которого отличаются от рисков и выгод других хозяйственных сегментов (например, промышленных, сельскохозяйственных, финансовых); Географический сегмент - представляет собой отдельно выделяемый компонент предприятия, занятый производством продукции или предоставлением услуг в конкретной экономической среде, риски и выгоды которого отличаются от рисков и выгод компонентов, действующих в других экономических средах. Разделение на географические сегменты основано на различиях мест расположения операций компании либо рынков сбыта и клиентов компании. Пример: Холдинг «Юго-Запад» включает в себя несколько предприятий, работающих в сфере производства продуктов питания, напитков и оказания услуг. Согласно данным за 2001 год холдинг осуществлял следующие виды деятельности (в тысячах рублей) Результаты сегмента - показатель операционной прибыли до вычета расходов на головной офис, процентного дохода или расходов (за исключением финансовых сегментов), налогов на прибыль, результатов чрезвычайных обстоятельств, прибылей или убытков по инвестициям (если сегмент не является финансовым) и за вычетом доли меньшинства Определение активов и обязательств сегментов происходит следующим образом: в данный раздел включаются все операционные активы и обязательства, возникающие в связи или используемые для операционной деятельности данного сегмента, которые либо имеют к данному сегменту непосредственное отношение, либо обоснованно могут быть отнесены к данному сегменту; включение статей в результаты, активы и обязательства сегмента должно происходить на симметричной основе. Например, если результат сегмента отражает расходы на амортизацию, амортизируемый актив должен быть включен в активы сегмента, Аналогично, если результат сегмента включает в себя расходы и обязательства по выплате процентов по кредиту, соответствующие кредиты должны быть включены в обязательства сегмента; активы/обязательства, связанные с начисленными и отложенными налогами, должны быть исключены; активы, используемые совместно двумя или более сегментами, должны быть распределены по сегментам, только если соответствующие им доходы или расходы также распределены по этим же сегментам. Выделение сегментов происходит на основе организационной и управленческой структур, а также системы внутренней финансовой отчетности компании. Такой подход называют управленческим. Он основан на допущении, что менеджмент компании имеет наиболее верное представление об основных источниках риска и выгод, связанных с деятельностью компании, что, соответственно, может служить основой для выделения отчетных сегментов. Подразделение бизнеса, на компоненты исходя из основных рисков и выгод, получаемых компанией, лежит в основе первичного формата сегментной отчетности. Менее значимые (вторичные) источники рисков и выгод составляют основу для формирования вторичного формата сегментной отчетности Таким образом, первичный формат сегментной отчетности формируется на основе: ? хозяйственных сегментов, если риски и нормы прибыли компании главным образом зависят от различий в производимых товарах и услугах. Соответственно, вторичная информация представляется по географическим сегментам; ? географических сегментов, если риски и нормы прибыли компании в основном зависят от места расположения рынков сбыта или операций компании в разных странах или разных географических зонах. Вторичная информация представляется для групп соответствующих товаров и услуг. Хозяйственный или географический сегменты являются отчетными сегментами, если соблюдены следующие условия: - большая часть (>50%) продаж заработана вне компании; - выручка от продаж, результаты сегмента или активы больше либо равны 10% общей соответствующей суммы всех сегментов; - если вся выручка от внешних клиентов по всем отчетным сегментам составляет менее 75% всей выручки компании, то необходимо выделить дополнительные отчетные сегменты, пока не будет достигнут уровень 75%. Попробуем определить, должны ли быть включены в отчетность сегменты холдинга «Юго-Запад». Первое условие: не менее 50 процентов продаж сегментов составляют продажи внешним клиентам. Таким образом, реализация продуктов, алкоголя и торговля через магазин, могут быть квалифицированы как хозяйственные сегменты, а Москва, Санкт Петербург и Воронеж, как географические сегменты. Второе условие: объем продаж, результаты или активы сегмента составляют не менее 10% от аналогичных показателей по компании в целом. Общий объем продаж по всем сегментам составил 8075 тысяч рублей. Соответственно, выручка хозяйственного сегмента должна быть больше или равна 10% от общей выручки, т.е, не менее 807,5 тысяч рублей. Соответствующий 10-процентный порог для активов сегмента составляет 733 тысячи рублей. Для расчета порогового значения по результатам сегмента примем к расчету только положительные значения, которые для хозяйственных сегментов составят 909 тысяч рублей (201+227+481), а для географических сегментов - 892 тысячи рублей (489 + 157+245). То есть порог для хозяйственных сегментов должен быть не менее 91 тысячи рублей, а для географических - 89 тысяч рублей. Третье условие: продажи внешним клиентам по всем выделенным отчетным сегментам составляют не менее 75% от продаж компании. 75% от общей выручки холдинга составят 4590 тысяч рублей. Выручка, полученная от продаж внешним клиентам по выделенным отраслевым сегментам, составила 5344 тысячи рублей (87% от всего объема продаж). Выручка, полученная от продаж внешним клиентам, по выделенным географическим сегментам, составила 5580 тысяч рублей (91% от всего объема продаж холдинга). Таким образом, выделять дополнительные сегменты не требуется. Сегменты, не отвечающие указанным выше критериям отчетного сегмента: могут быть определены в качестве отчетных, несмотря на размер; могут быть объединены в отдельный отчетный сегмент с аналогичными сегментами внутренней отчетности; или должны включаться в отчетность как нераспределенная сверочная статья. Отчетность по сегментам требует подробного раскрытия информации для каждого из видов форматов отчетности. Для первичных сегментов необходимо раскрыть следующую информацию: - выручка сегмента с разделением на выручку от внешних клиентов и выручку от других сегментов. При этом необходимо раскрыть источник полученной выручки (например, продажа товаров, оказание услуг и результаты сегмента; доход от процентов и дивидендов, который напрямую относится к сегменту или может быть отнесен к нему на разумной основе; балансовая стоимость активов сегмента; обязательства сегмента; стоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов (так называемые капитальные затраты); условные обязательства сегмента, которые напрямую относятся к сегменту или могут быть отнесены к нему на разумной основе; расходы на амортизацию активов сегмента, включаемые в результаты сегмента за отчетный период; результаты чрезвычайных обстоятельств, относящиеся к деятельности сегмента за отчетный период; доля чистой прибыли или убытков от инвестиций, учитываемых по методу участия. Кроме того, для первичных сегментов необходимо представить выверку между информацией по отчетным сегментам и сводными финансовыми отчетами в отношении выручки сегмента, его результатов, активов и обязательств. По каждому вторичному сегменту необходимо указать: выручку от внешних клиентов; балансовую стоимость активов сегмента; себестоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов (так называемые капитальные затраты). Основные термины и понятия: Хозяйственный сегмент - представляет собой отдельно выделяемый компонент предприятия, занятый производством продукции или предоставлением услуг, риски и выгоды которого отличаются от рисков и выгод других хозяйственных сегментов (например, промышленных, сельскохозяйственных, финансовых). Географический сегмент - представляет собой отдельно выделяемый компонент предприятия, занятый производством продукции или предоставлением услуг в конкретной экономической среде, риски и выгоды которого отличаются от рисков и выгод компонентов, действующих в других экономических средах. Разделение на географические сегменты основано на различиях мест расположения операций компании либо рынков сбыта и клиентов компании. Результаты сегмента - показатель операционной прибыли до вычета расходов на головной офис, процентного дохода или расходов (за исключением финансовых сегментов), налогов на прибыль, результатов чрезвычайных обстоятельств, прибылей или убытков по инвестициям (если сегмент не является финансовым) и за вычетом доли меньшинства Метод начисления - порядок распределения доходов и расходов по периодам, независимо от поступления денежных средств. Капитал - это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств. Активы - это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем. Обязательство - это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к выбытию из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду. Доход - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме поступления или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Выручка - это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании за период, приводящее к увеличению капитала, не связанному с взносами акционеров. Прочие доходы - иные, чем выручка, статьи, которые отвечают определению дохода. МСФО - система стандартов учета и отчетности, которая обеспечивает достоверной информацией не только внешнего пользователя - инвестора, но и органы управления предприятием. КМСФО - Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, который занимается программой по разработке стандартов учета. Основная литература: 1. Бархатов «Международный учет» - Учебное пособие – М. Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001 – 288с. 2. Гершун А.М., Аверчев И.В., Герасимова Е.Б. и др. под редакцией Горбатовой Л.В. «Учет по международным стандартам»: Учебное пособие. – 3-е издание – Фонд Развития Бухгалтерского Учета, Издательский дом «Бухгалтерский учет», 2003. – 504с. 3. Качалин В.В. «Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP» - 4-е издание – М.: Дело, 1998.- 423с. 4. Пучкова С.И. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК - ПРЕСС., 2003 – 272с. 1. Лебедев П. «МСФО: требования к основным отчетам» /Справочник экономиста №5 2004. с. 74-80. 2. Лебедев П. «МСФО: требования к отчету о прибылях и убытках» /Справочник экономиста №6 2004. с. 71-74.