2. Признание выручки Критерии признания выручки Для признания выручки на счетах бухгалтерского учета должны быть выполнены следующие условия: - существует вероятность получения предполагаемой экономической выгоды, связанной с выполнением договора, в форме увеличения активов или уменьшения обязательств; - затраты по договору подряда могут быть точно идентифицированы и надежно оценены; - общая выручка по договору подряда может быть надежно оценена. Здесь и далее в тексте будет использоваться термин «существует вероятность». В системе МСФО он применяется для характеристики степени неопределенности получения или утраты компанией будущих экономических выгод при признании элементов финансовой отчетности, При оценке степени неопределенности бухгалтер исходит из своего профессионального суждения, формируемого на основе: - конкретных расчетов (например, высокая степень готовности работ по очередному этапу, по которому в соответствии с договором предполагается промежуточный расчет с заказчиком; или очевидное опережение графика выполнения работ по договору, по которому также предусмотрены премиальные платежи); - документальных подтверждений (например, в техническом проекте была найдена ошибка, повлекшая за собой дополнительные издержки, заказчик подтвердил фактическую сумму издержек, рассчитанную подрядчиком, актом о признании претензий); - сопоставления качественных характеристик информации в конкретной ситуации для включения ее в бухгалтерскую отчетность (например, если заказчик отказывается удовлетворить претензии подрядчика даже в судебном порядке, следует руководствоваться принципами осмотрительности, надежности, преобладания содержания над формой и т.д.). Основанием признания выручки по выполненным работам является фактически выполненный объем работ. Иначе говоря, согласно МСФО 11 признанные затраты, произведенные в связи с выполненными работами по договору, являются надежным доказательством получения выручки. Данное суждение основано на принципе соответствия выручки и затрат. Это означает, что потребленные в ходе выполнения договора материальные и трудовые ресурсы вернутся подрядчику в виде сумм начисленной выручки от продажи выполненных работ по факту выставленных подрядчиком и акцептованных заказчиком счетов. Полученный аванс (т.е. оплаченная, но не выполненная работа), еще не произведенный (по выставленным подрядчиком счетам) промежуточный платеж (т.е. работы выполненные, но не оплаченные) не отражает доходов отчетного периода, так как не всегда соответствуют реально произведенным работам и не являются надежным критерием оценки финансового результата. Возникает вопрос о том, каким способом признавать выручку по выполненным за отчетный период работам. МСФО 11 предписывает признавать выручку и затраты по договору подряда путем ссылки на стадию завершенности работ по договору на отчетную дату. В соответствии с МСФО 11, этот метод также называется методом процента выполнения и является безальтернативным методом признания выручки и затрат по договору подряда. Данный метод нацелен на то, чтобы поставить в соответствие выручку и обусловившие ее затраты, возникшие за отчетный период. Применение метода процента выполнения обусловлено необходимостью определения степени завершенности (или стадии выполнения) договора. Степень завершенности (стадия выполнения) может быть определена бухгалтером тем способом, который обеспечит наиболее надежную (для конкретного договора) оценку выполненной работы: - определение доли произведенных за отчетный период затрат в расчетной величине общих затрат. Такой подход называют «соотнесение затрат с затратами» (или «затраты к затратам»); - подсчет физической доли выполненных работ (штуки, единицы) в общем объеме работ (штуки, единицы); - наблюдение за выполненной работой. Пример: Договорная цена контракта составляет 500 000 руб., а его общая сметная стоимость – 400 000 руб. Произведенные и признанные затраты по выполненным работам на отчетную дату составили 120 000 руб. Тогда процент выполнения работ составляет 120/400 = 0,3 (30%). Это и есть степень завершенности работ, т.е. доля фактических затрат в предполагаемых общих затратах по договору в целом, которые заказчик по условиям договора обязался возместить. Так как нам известна общая сумма выручки по договору, мы можем рассчитать сумму выручки по выполненным работам: 30% ? 500 = 150 тыс. руб. Эта сумма соответствует обусловившим ее затратам (120 000 руб.). Финансовый результат составит 150 000 – 120 000 = 30 000 рублей. Общая схема расчетов признанной выручки отчетного периода выглядит так: Признанные затраты отчетного периода ? Общая сумма по договору = Признанная выручка отчетного периода Общие затраты по договору Эта формула используется при расчете признанной выручки отчетного периода с учетом корректировок первоначально рассчитанных общих сумм выручки и затрат на величину отклонений, претензий и требований сторон, возникающих в процессе выполнения контракта. *) Общие затраты по договору складываются из затрат текущего и предшествующих периодов плюс предстоящие предполагаемые затраты до полного завершения договора с учетом внесенных поправок. **) Общая сумма выручки по договору корректируется на сумму, которая в соответствии с условиями МСФО 11 увеличивает или уменьшает величину общей выручки по договору. Если влияние и тех, и других статей на величину выручки согласовано с заказчиком в текущем отчетном периоде, то внесение корректировок и расчет финансового результата, исходя из новой величины общей выручки, осуществляется, как правило, в следующем отчетном периоде. Таким образом, выручка от продажи выполненных работ может быть надежно оценена, если имеется возможность точно идентифицировать и надежно измерить затраты, возмещаемые по условиям договора (для договора с фиксированной ценой) или все накопленные фактические затраты, относимые на договор (для договора типа «затраты плюс»), увеличивающих общую сумму выручки. Промежуточные счета в общем смысле - это счета, выставленные подрядчиком по выполненной по договору работе (или технологическому этапу работ) независимо от того, были они оплачены заказчиком или нет. В этой связи в отчетности подрядчика может возникнуть как дебиторская, так и кредиторская задолженность. В активе баланса по статье начисленной выручки указывается сумма, которая причитается с заказчика за выполненные работы. Иными словами, это выполненные работы, по которым еще не выставлены промежуточные счета (так называемый неотфактурованный, или отложенный доход). Эта сумма составляет положительную разницу между признанной выручкой (за вычетом признанных убытков) и выставленными промежуточными счетами. В качестве обязательства указывается сумма, на которую промежуточные счета превышают величину признанной выручки (за вычетом признанных убытков). Данная ситуация может возникнуть, когда подрядчик признал затраты и выручку по выполненной работе (выставив счет), но в последующем возникли убытки или отклонения, которые уменьшили величину первоначально признанной выручки. Поэтому выставленные счета превысили признанную выручку. Такая разница может трактоваться как отложенные расходы. Основные термины и понятия: Договор подряда - это договор, специально предусматривающий сооружение объекта или комплекса объектов, которые взаимосвязаны или взаимозависимы по их конструкции, технологиям и функциям либо по их конечному назначению или использованию. Активы - это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем. Обязательство - это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к выбытию из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду. Доход - это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме поступления или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Выручка - это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании за период, приводящее к увеличению капитала, не связанному с взносами акционеров. Прочие доходы - иные, чем выручка, статьи, которые отвечают определению дохода. МСФО - система стандартов учета и отчетности, которая обеспечивает достоверной информацией не только внешнего пользователя - инвестора, но и органы управления предприятием. КМСФО - Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, который занимается программой по разработке стандартов учета. Основная литература: 1. Бархатов «Международный учет» - Учебное пособие – М. Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001 – 288с. 2. Гершун А.М., Аверчев И.В., Герасимова Е.Б. и др. под редакцией Горбатовой Л.В. «Учет по международным стандартам»: Учебное пособие. – 3-е издание – Фонд Развития Бухгалтерского Учета, Издательский дом «Бухгалтерский учет», 2003. – 504с. 3. Качалин В.В. «Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP» - 4-е издание – М.: Дело, 1998.- 423с. 4. Пучкова С.И. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК - ПРЕСС., 2003 – 272с. 5. Лебедев П. «МСФО: требования к основным отчетам» /Справочник экономиста №5 2004. с. 74-80.