4. Раскрытие информации в финансовой отчетности МСФО 22 предписывает определенные правила раскрытия или отражения в отчетности информации, касающейся объединения компаний. Обычно данная информация раскрывается в примечаниях к отчетности. Перечень необходимой информации об объединении компаний, которая должна раскрываться в финансовой отчетности, достаточно широк. Информация о сделках по объединению компаний в финансовой отчетности за период, в котором произошло объединение, должна включать: - названия и описание объединяющихся компаний; - метод учета, используемый для объединения; - дата объединения для целей учета; - операции, которые в результате объединения решено прекратить. Кроме общих требований к информации, которая должна раскрываться для объединений, стандарт также требует раскрытия дополнительной информации в зависимости от типа объединения. Для объединений, являющихся приобретением, должны раскрываться: - процент приобретенных голосующих акций; - стоимость приобретения и описание уплаченного возмещения; - информация о положительной деловой репутации (гудвилле): период и метод амортизации и др.; - информация об отрицательной деловой репутации (негативном гудвилле): описание ожидаемых будущих убытков, периоды в которых негативный гудвилл признается доходом и др.; - другая информация. Для объединений, являющихся объединением интересов, должна раскрываться информация о величине активов и обязательств, вложенных каждой их компаний, о количестве выпущенных акций с их описанием и другая информация. МСФО 22 дает определение различным видам объединений компаний. Объединения могут быть либо приобретением (покупкой), либо объединением интересов (слиянием). В зависимости от типа объединения для их учета используются различные методы. Для учета приобретения одной компании другой используется метод приобретения. По сути, он аналогичен покупке любого актива. Разница между стоимостью приобретения и справедливой стоимостью приобретаемых идентифицируемых активов и обязательств представляет собой положительную или отрицательную деловую репутацию (негативный гудвилл). Для учета объединения интересов используется метод объединения интересов, суть которого состоит в объединении данных финансовых отчетов компаний таким образом, как будто они всегда были единым предприятием. Если объединение компаний приводит к возникновению отношений «материнская — дочерняя» компания, то требования стандарта применяются только к сводной (консолидированной) отчетности. Если объединение происходит в форме приобретения чистых активов одной компании другой компанией, то требования стандарта применяются также к отдельной финансовой отчетности покупателя. Основные термины и понятия: Деловая репутация (гудвилл) - это разница между стоимостью приобретения компании и долей покупателя в справедливой стоимости приобретаемых идентифицируемых активов и обязательств на дату соответствующей сделки. Дата приобретения - это дата фактического перехода контроля над чистыми активами и операциями приобретаемой компании к покупателю. Денежные активы - это денежные средства и активы, которые должны быть получены в определенной или определяемой сумме денежных средств. Доля меньшинства - это та часть чистых результатов деятельности и чистых активов дочерней компании, которая приходится на долю, которой материнская компания прямо или косвенно, через другие дочерние компании, не владеет. Дочерняя компания - компания, которая контролируется другой компанией, известной как материнская. Контроль - это возможность управлять финансовой и операционной политикой компании с целью получения выгод от ее деятельности. Материнская компания - это компания, имеющая одну или более дочерних. Неденежные активы - это все активы за исключением денежных. Объединение интересов (слияние) — это объединение компаний, в котором акционеры объединяющихся компаний получают объединенный контроль над общей или практически общей величиной чистых активов и операций для достижения продолжительного взаимного разделения рисков и выгод, присущих объединенной компании, таким образом, что ни одна из сторон не может быть определена как покупатель. Объединение компаний - это соединение отдельных предприятий в одну экономическую единицу в результате объединения одного предприятия с другим или приобретения одним предприятием контроля над чистыми активами и операциями другого предприятия.