1. Учет влияния гиперинфляции на финансовую отчетность В современных условиях развития экономики компании в своей финансово-хозяйственной деятельности нередко сталкиваются с изменением покупательной способности денежных единиц и необходимостью сопоставления покупательной способности денежных единиц разных стран. Это важно для обеспечения объективной финансовой информации в странах с инфляционной и гиперинфляционной экономикой, поскольку без дополнительных механизмов учета невозможно получение сравнимых финансовых показателей компании, относящихся к разным временным периодам, а также сопоставление информации о деятельности компаний, расположенных в различных странах с различным уровнем устойчивости национальной валюты. Вопросам регулирования этих проблем посвящен МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». Стандарт 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» регламентирует пересчет показателей, выраженных в валюте страны с гиперинфляционной экономикой. Момент наступления гиперинфляции определяется общей экономической ситуацией в стране. Для целей финансовой отчетности по МСФО показателями, свидетельствующими о наступлении гиперинфляции, считаются следующие: - население предпочитает держать накопления в натуральной форме или в стабильной иностранной валюте; - денежные активы и обязательства рассчитываются на основе относительно стабильной иностранной валюты или, например, так называемых «условных единиц», в которых также фиксируются цены; - процентные ставки и заработная плата привязаны к колебанию покупательной способности денежной единицы; - суммарная инфляция за три года составляет 100% или более. Решение о применении принципов инфляционного учета принимает руководство компании. В странах с гиперинфляцией отчетность о результатах деятельности и финансовом положении без ее пересчета и приведения к единой покупательной способности не имеет смысла. Деньги теряют свою покупательную способность с такой быстротой, что сопоставление сумм от операций и других имевших место событий даже за один и тот же отчетный период будет вводить в заблуждение. В соответствии с МСФО требуется производить пересчет финансовой отчетности предприятия, работающего в условиях гиперинфляции. Финансовая отчетность предприятия в условиях гиперинфляции составляется таким образом, чтобы выразить все ее показатели в покупательной способности национальной денежной единицы на дату составления финансовой отчетности. При пересчете статей финансовой отчетности применяются как индексы-дефляторы, показывающие изменение покупательной способности национальной денежной единицы, так и курсы сравнительно стабильных мировых валют. При пересчете неденежных (немонетарных) статей делается оценка с учетом оценки показателей покупательной способности национальной денежной единицы на дату приобретения. При этом, если это возможно, неденежные активы признаются по чистой возможной стоимости реализации. Результаты пересчета статей финансовой отчетности отражаются в отчете о прибылях и убытках. Прибыли и убытки пересчитываются с учетом надежных индексов-дефляторов или курсов сравнительно стабильных мировых валют за отчетный период. Необходимо отметить, что изменение покупательной способности национальной денежной единицы приводит к появлению отдельной статьи в отчете о движении денежных средств, позволяющей согласовать общую сумму денежных потоков и разницу между сальдо на начало и конец отчетного периода. Одним из элементов бухгалтерского учета является оценка активов, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении. Однако инфляционные процессы приводят к тому, что одни и те же затраты имеют разное денежное выражение в зависимости от времени возникновения. Такие расхождения могут существенно исказить отчетные данные, лишить пользователя возможности сопоставлять их по периодам и с данными других компаний. Для того, чтобы снять этот недостаток финансовой отчетности, составленной в нестабильной валюте (или хотя бы свести его к минимуму), в условиях инфляции необходимо проводить корректировки исторически сложившихся денежных сумм. Для этого в МСФО предусмотрены два возможных подхода: 1. инфлирование - пересчет показателей прошлых отчетных периодов с применением общего индекса цен (в России - индекса потребительских цен, ИПЦ). Недостатки данного метода заключаются в следующем: не учитывается отраслевая специфика; методика расчета индексов не всегда прозрачна и корректна; 2. пересчет стоимостных показателей финансовой отчетности путем их конвертации в иностранную валюту страны без гиперинфляции (ПКИ-19 «Валюта отчетности - оценка и представление финансовой отчетности по МСФО 21 и МСФО 29»). Недостатки данного метода заключаются в следующем: не учитывается отраслевая специфика; не учитывается снижение покупательной способности иностранной валюты, если оно имеет место. Ведение учета и представление отчетности в более стабильной валюте, отличной от национальной, не следует путать с отчетностью, которая составлена в национальной валюте, а затем пересчитана в иностранную валюту. Например, ОАО «Ростелеком» составило финансовую отчетность на 30 июня 2000 года в российских рублях на «основе покупательной способности рубля на 30 июня 2000 года. Это означает, что при составлении отчетности было учтено влияние инфляции. При этом ничто не мешает ОАО «Ростелеком» в целях представления этой отчетности иностранным инвесторам перевести ее в доллары США. Однако такой перевод не связаны с ведением учета и оценкой операций в иностранной валюте, поскольку в этом случае учет и составление отчетности производится в инфлированных российских рублях. В основе инфляционных корректировок лежит покупательная способность денежной единицы и ее изменение во времени. В условиях гиперинфляции финансовая отчетность имеет практическое значение только в том случае, если денежная оценка объектов учета отражает покупательную способность денежной единицы на отчетную дату. Цены подвержены изменению под воздействием ряда факторов общего и специфического характера. Например, компанией с разницей в один год было приобретено два одинаковых автомобиля по цене 10 тыс. и 100 тыс. Причинами изменения цены на данный автомобиль могли быть: - изменение спроса на рынке; - удорожание кузова в связи с вводом эмбарго на дешевую сталь из Азии; - снижение трудовых затрат на доводку и исправление брака в связи с переходом на автоматическую сборку; - общее удорожание товаров, работ и услуг в связи с инфляцией. В покупательной способности денег, принимаемой в расчет для корректировки данных на уровень инфляции, учитываются только общие тенденции в изменении цен. Так, если допустить, что за год с момента покупки первого автомобиля в результате инфляции цены возросли в 8 раз, то стоимость этой машины с учетом покупательной способности денег на момент приобретения второго автомобиля составит 80 тыс. Данная корректировка денежной оценки объекта делает ее сопоставимой со стоимостью второй машины (100 тыс.), хотя разница, вызванная специфическими для данного товара условиями, учтена не будет. Изменения цен могут быть выражены в индексе роста потребительских цен. В России индекс цен ежемесячно публикуется Государственным комитетом по статистике. На практике применяются месячные, среднемесячные, среднеквартальные либо средние за любой другой период индексы инфляции. При этом индекс инфляции может быть рассчитан по формулам среднеарифметической, средневзвешенной, среднегеометрической и др. его оценок.Выбор индекса основывается на профессиональном суждении руководства компании о достоверности инфляционных расчетов. Как подчеркивается в международных стандартах, последовательное применение МСФО 29 более существенно, чем высокая математическая точность вычислений. Корректировка денежных показателей Для корректировки данных на уровень инфляции важно деление отчетных показателей на денежные и неденежные. К денежным показателям относятся денежные средства, а также активы и обязательства, которые определяют фиксированное в любой валюте поступление (выбытие) денежных средств в будущем и не имеют товарного эквивалента. Примерами денежных активов, отличных от денежных средств, являются векселя, депозиты, дебиторская задолженность. Среди денежных обязательств - задолженность перед поставщиками и подрядчиками, по кредитам и займам, по налогам и т.п. Денежные показатели не требуют инфляционных корректировок, поскольку в них уже учтена покупательная способность денег на дату составления отчетности. В период гиперинфляции денежные активы, оставаясь фиксированными по номинальной величине, теряют покупательную способность. Вследствие этого возникает убыток, который тем больше, чем выше темпы инфляции и ниже оборачиваемость актива. Потери от снижения покупательной способности денежных средств Так, в приведенном выше примере, если бы компания не приобрела первый автомобиль, а оставила на балансе денежные средства, ее потери от снижения покупательной способности (денежный убыток) через год составили бы 70 тыс.: 10 тыс. (текущий эквивалент прошлогодней суммы денежных средств) ? 8 - 10 тыс. (реально имеющаяся сумма). В отличие от денежных активов, денежные обязательства выгодны компании, так как позволяют сократить расходы, отодвигая во времени выплаты. Однако в период гиперинфляции кредиторы неохотно идут на рассрочку платежей либо заведомо включают в цену продажи дополнительные суммы, отражающие инфляционные ожидания. С точки зрения управления инфляционными рисками, оптимальным является поддержание равенства между денежными активами и обязательствами. Если денежные обязательства (активы) привязаны к индексу роста цен, то они не имеют значения при расчете совокупного (чистого) денежного убытка (прибыли). Кроме того, в условиях гиперинфляции широко используется выражение денежных активов и обязательств в более стабильной валюте. Это приводит к отражению в отчетности курсовых разниц, которые по своему знаку противоположны денежным убыткам и прибылям, Таким образом, обеспечивается своего рода компенсация потерь в условиях инфляции. Показатель чистого денежного убытка (прибыли) за отчетный год должен отдельно раскрываться в финансовой отчетности. Кроме денежного убытка (прибыли), в отчетности приводятся данные о курсовых разницах и процентах к получению и уплате, которые также во многом определяются инфляцией. Таким образом, заинтересованный пользователь финансовой информации получает возможность проанализировать суммарный уровень чистых расходов финансирования деятельности компании и отдельные его составляющие. Корректировки не денежных показателей Не денежными являются статьи, отличные от денежных. Не денежные показатели первоначально оцениваются исходя из покупательной способности денег на дату совершения хозяйственной операции (покупки сырья. комплектующих, оборудования, работ и услуг, начисления заработной платы и налогов). Например, запасы сырья, приобретенные в начале года, отражаются в отчетности за этот год по стоимости годичной давности. Еще сложнее ситуация с теми активами, которые имеют длительный производственный цикл. Так, стоимость здания, строящегося 3 года, включает затраты, произведенные как минимум в течение 12 кварталов. В условиях гиперинфляции временная разница даже в несколько месяцев может привести к несопоставимости результатов. Поэтому не денежные показатели пересчитываются таким образом, чтобы привести их в сравнимые величины. С точки зрения покупательной способности денежной единицы на отчетную дату. Корректировка ведется путем увеличения фактически сложившихся сумм на совокупный (начиная с даты приобретения актива либо частей, составляющих его стоимость) индекс инфляции. Рассмотрим пример пересчёта стоимости объекта основных средств, построенного хозяйственным способом. На балансе компании числится здание цеха (100 тыс.) введенное в эксплуатацию 7 лет назад. Можно было бы предположить, что корректировка должна быть осуществлена в отношении периода начиная с указанной даты ввода объекта в эксплуатацию (как было сделано в предыдущем примере по автомобилю). Однако этот подход не может обеспечить достоверность результата, т.к. строительство здания заняло значительное время с существенно отличающимися уровнями инфляции. Предположим, что 7 лет назад компания начала строительство цеха в апреле. В этот месяц она приобрела материалы на 300 тыс. В апреле и мае начислялась заработная плата рабочим в размере 100 тыс. ежемесячно, а в июне и июле - по 150 тыс. в месяц. В июне закуплены дополнительные строительные материалы и оборудование на 200 тыс. Как видно из таблицы, стоимость объекта основных средств была бы занижена на 44%, если бы корректировка проводилась с момента ввода в эксплуатацию (конец июля) без учета временной структуры затрат. Классификация отчетных показателей на денежные и не денежные обычно очевидна. Однако определение характера некоторых статей может называть трудности. Так, авансы полученные и выданные могут относиться как к денежным, так и к не денежным статьям. Когда полученный аванс не связан с величиной обязательств по объемам заключенного договора и расчет цены продажи проводится исходя из цен, действующих на дату продажи, а не на дату поступления денежных средств, аванс признается денежной статьей. Собственные средства акционеров (капитал) всегда являются не денежными показателями.