3. Комитет по международным стандартам финансовой отчетности Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) был организован в 1973 году представителями профессиональных организаций Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании, Ирландии и США. В 2000 году до реорганизации КМСФО его Членами были 153 профессиональных бухгалтерских и аудиторских ассоциации 112 стран мира. В настоящее время членство в КМСФО отменено, 14 членов Правления КМСФО представляют Австралию и Новую Зеландию, Великобританию, Германию, Канаду, США, Францию, Южную Африку, Японию. Россия представлена в Консультативном совете по стандартам при Правлении КМСФО, наряду с еще 28 странами и пятью международными организациями, такими как Всемирный банк, Международный валютный фонд и др. С момента своего создания КМСФО занимается программой по разработке стандартов учета. На 31 декабря 2004года действуют 34 международных стандарта финансовой отчетности, выпущенных КМСФО. После реорганизации КМСФО в 2001 году новое Правление переименовало стандарты из «Международных стандартов учета» (International Accountant Standard) в «Международные стандарты финансовой отчетности». Данный факт свидетельствует, в том числе, о расширении поля деятельности КМСФО, который начинает уделять большее внимание вопросам представления в отчетности компаний не только бухгалтерской, но и финансовой информации. Новые цели и приоритеты КМСФО. В мае 2000г. был принят новый Устав, согласно которому Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) был учрежден как независимое юридическое лицо, управляемое 19 Доверенными лицами. В соответствии с данным Уставом, КМСФО в своей деятельности преследует следующие цели: (а) разработка, в интересах общественности, единой системы высоко качественных, понятных и имеющих обязательную силу, глобальных стандартов бухгалтерского учета, в соответствии с которыми, в финансовой отчетности и прочей финансовой документации должна раскрываться высококачественная, прозрачная и сопоставимая информация с тем, чтобы участники фондовых рынков и других пользователи могли принимать обоснованные экономические решения; (б) распространение и обеспечение строгого соблюдения данных стандартов;и (в) обеспечение максимального сближения (конвергенции) национальных стандартов бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности исходя из наиболее оптимального решения вопросов бухгалтерского учета и отчетности. Перечисленные выше цели Правления КМСФО отличаются от тех, которые были провозглашены КМСФО до его реорганизации и включали разработку единой системы высококачественных стандартов и гармонизацию учетных систем различных стран мира. Новые цели КМСФО, как мы видим, в большей мере, нежели раньше, ориентированы на обеспечение практического применения МСФО (цель (б)) и их конвергенцию (т.е. сближение) с национальными системами учета. Цель максимального сближения национальных стандартов финансовой отчетности с международными в настоящий момент является одной из наиболее важных для Правления. При этом, члены Правления неоднократно подчеркивали, что максимальное сближение национальных и международных стандартов не является самоцелью и не может быть достигнуто путем выпуска некоего набора примитивных правил, без активного участия органов, устанавливающих национальные стандарты, невозможно говорить о высококачественных стандартах на международном уровне. Таким образом, только путем совместных усилий различных стран достижение поставленной цели становится возможным. Очевидно, однако, что национальные организации, устанавливающие стандарты финансовой отчетности, могут иметь различные, а иногда и противоположные, позиции по рассматриваемым вопросам, согласовать которые весьма нелегко. Следует отметить также, что цель на максимальное сближение (конвергенцию) МСФО с национальными системами учета отличается от провозглашенной ранее цели гармонизации стандартов финансовой отчетности во всем мире. Гармонизация представляла собой более расплывчатое, чисто теоретическое понятие, в идеале предполагавшее, что в конечном итоге страны перейдут к использованию МСФО в качестве национальной системы учета. Конвергенция не предполагает прямого перехода на МСФО, ограничиваясь более практическими аспектами сближения МСФО с национальными стандартами, предусматривающими вовлечение в процесс разработки и совершенствования МСФО профессионалов из различных стран мира и, таким образом, достижение единых подходов к решению вопросов учета и отчетности на национальных уровнях. Именно поэтому значительное внимание в реализации цели конвергенции Правление КМСФО намерено уделять процессу совместных обсуждений проектов документов КМСФО с организациями, устанавливающими национальные стандарты в различных странах, а также на заседаниях Консультативного совета по стандартам. Этот орган был создан летом 2001 года специально для того, чтобы обеспечить максимальное участие заинтересованных лиц, представляющих различные страны и организации, в процессе подготовки Международных стандартов финансовой отчетности. Исходя из целей деятельности и после консультаций с Консультативным советом по стандартам, Правление КМСФО сформулировало в 2001 году свой рабочий план, в который включены более 20 проектов, касающихся разработки новых и совершенствования действующих МСФО. Часть из этих вопросов является объектом прямого интереса стран с развивающимся рынком. Так, среди приоритетных вопросов особый интерес представляет проект по первому применению МСФО. Среди прочего на повестке дня Правления следует выделить вопросы финансовой отчетности в добывающих отраслях, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса и предприятиях, действующих в условиях развивающихся рынков. В целом, новые тенденции в развитии МСФО свидетельствуют о переходе этих стандартов в более практическую плоскость. Так, например, ранее считалось, что вопросы обеспечения соблюдения стандартов не входят в сферу деятельности КМСФО. Аналогично, КМСФО не занимался вопросами практических рекомендаций по применению стандартов (единственное исключение - сборники вопросов и ответов по применению МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»). Теперь же в числе приоритетов Правления - руководство по первому применению МСФО, и, наконец, проведение исследований по выявлению различий между национальными системами отчетности и МСФО в части учета определенных операций и статей (например, в области вознаграждений работникам) также свидетельствует о переходе КМСФО на новый уровень в плане практического применения стандартов. Переход деятельности КМСФО в более практическую плоскость связан с наметившейся тенденцией к существенному расширению практики применения МСФО: в 2000 году Европейская комиссия выступила с инициативой, одобренной впоследствии Европарламентом, о переходе к 2005 году всех европейских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на биржах, к составлению и представлению консолидированной (сводной) отчетности по МСФО. Это означает, что, по крайне мере, 7000 крупнейших европейских компаний применяют МСФО. Кроме того, в 1999 году Международная организация комиссий по ценным бумагам рекомендовала МСФО для применения в целях листинга на биржах, что также способствовало существенному укреплению авторитета КМСФО и появлению новых приоритетов в его деятельности. МСФО и национальные стандарты учета Правление Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (Правление КМСФО) в составе четырнадцати человек (двенадцать Членов работают в нем постоянно, а двое - по совместительству) несет исключительную ответственность за разработку стандартов бухгалтерского учета. Процесс разработки Стандарта может состоять из следующих этапов: (а) в начале проекта Правление КМСФО формирует Подготовительный комитет или консультативную группу для предоставления рекомендаций по спорным вопросам, возникающим в ходе проекта. В течение всего проекта проводятся консультация с Подготовительным комитетом, консультативной группой или Консультативным советом по стандартам; (б) в рамках основных проектов Правление КМСФО разрабатывает и представляет на рассмотрение общественности «Проект основных принципов» (или другой документ аналогичного содержания; (в) после изучения полученных комментариев Правление КМСФО разрабатывает и представляет на рассмотрение общественности; и (г) после изучения полученных комментариев Правление КМСФО выпускает окончательный вариант Стандарта. Одновременно с публикацией Стандарта Правление КМСФО выпускает «Основу для выводов», где разъясняются причины сделанных выводов, и содержится исходная информация, которая может оказаться полезной при практическом применении стандартов КМСФО. Кроне того, Правление КМСФО публикует несовпадающие мнения. Разработка международных стандартов Разработка Международного стандарта финансовой отчетности ведется в рамках открытого процесса, предусматривающего обсуждение спорных технических вопросов и оценку поступающей информации посредством целого ряда механизмов. В зависимости от характера проекта у заинтересованных сторон имеются следующие возможности для участия в разработке Международных стандартов финансовой отчетности: (а) участие в формировании позиции в качестве Члена Консультативного совета по стандартам; (б) участие в работе Подготовительного комитета; (в) участие в работе других специализированных консультативных групп; (г) представление комментариев по Проекту основных аспектов, или другому документу с аналогичным содержанием; (д) представление комментариев по Предварительному варианту стандарта; (е) участие в открытых слушаниях: и (ж) участие в апробации стандартов на практике. Правление КМСФО публикует годовой отчет о работе, проделанной 38 предыдущий год, и приоритетных направлениях деятельности на будущий год. Благодаря данному отчету у заинтересованных сторон появляется возможность высказать свои комментарии. Преимущества использования единых стандартов учета Пользователям финансовой информации (например, банкирам и инвесторам) трудно принимать рациональные решения, когда компании руководствуются различными стандартами учета. В результате акции этих компаний не котируются на рынке ценных бумаг, что приводит к занижению рейтинга компании, а, следовательно, и их стоимости. В настоящее время международные рынки представляют широкие возможности для развития компаний. За пределами своей страны компании находят рынки сбыта и капитал для финансирования своей деятельности. Очевидно также, что на фондовом рынке транснациональные компании выходят победителями, оставляя далеко позади себя компании, функционирующие на внутреннем рынке. Проблемы, возникающие при многообразии стандартов учета Многообразие стандартов учета приводит к росту издержек на предоставление финансовой отчетности и создает другие проблемы. Вполне возможно, что в то время как стандарты учета одной страны предписывают признать прибыль, стандарты другой страны предписывают отложить признание полученных доходов. В результате финансовая отчетность может не соответствовать стандартам, принятым в одной из стран. С подобной проблемой столкнулась германская компания, которая в конце отчетного года вынуждена была признать убыток в размере 1 млрд. долларов согласно стандартам (GAAP), в то время как в соответствии с национальным законодательством Германии ее прибыль составила примерно 370 млн. долларов. В связи с этим сближение МСФО с национальными стандартами учета помогло бы пользователям финансовой информации принимать обоснованные экономические решения. С позиции тех, кто готовит финансовые отчеты, конвергенция позволит в значительной степени облегчить их работу как в отношении подготовки отчетов по отдельному предприятию, так и по их группе. Широко известен тот факт, что ТНК несут дополнительные издержки при подготовке финансовой отчетности. Английская компания, акции которой котируются на Нью-йоркской фондов бирже, создала свое представительство в России. Российское отделение этой компании должно подготовить следующие виды отчетов: отчеты, подготовленные в соответствии со стандартами, принятыми в России; отчеты, подготовленные в соответствии со стандартами GAAP, принятыми в Великобритании; отчеты, подготовленные в соответствии со стандартами GAAP, принятыми в США. Это означает, что компания несет огромные издержки, связанные не только с подготовкой соответствующих финансовых отчетов, но и с их аудиторской проверкой. Теперь представьте, что эта компания является транснациональной и ведет свой бизнес, скажем, в 50 странах мира. Если в каждой стране существуют свои правила лицензирования хозяйственной деятельности и свои стандарты учета, то издержки компании по предоставлению финансовой отчетности будут, по меньшей мере, значительными. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что сближение наблюдается не только на уровне объединения стран в определенные мировые сообщества, но и на уровне систем бухгалтерского учета. Ситуация на международных рынках также способствует сближению учетных систем. Основные термины и понятия: МСФО - система стандартов учета и отчетности, которая обеспечивает достоверной информацией не только внешнего пользователя - инвестора, но и органы управления предприятием. КМСФО - Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, который занимается программой по разработке стандартов учета. Основная литература: Бархатов «Международный учет» - Учебное пособие – М. Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001 – 288с. Гершун А.М., Аверчев И.В., Герасимова Е.Б. и др. под редакцией Горбатовой Л.В. «Учет по международным стандартам»: Учебное пособие. – 3-е издание – Фонд Развития Бухгалтерского Учета, Издательский дом «Бухгалтерский учет», 2003. – 504с. Качалин В.В. «Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP» - 4-е издание – М.: Дело, 1998.- 423с. Пучкова С.И. «Бухгалтерская (финансовая) отчетность»: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК - ПРЕСС., 2003 – 272с.