Место налогового контроля в государственном финансовом контроле. Роль налоговых органов в налоговой политике РФ Ликвидация государственной регламентации подавляющей части экономических отношений, формирование рыночных принципов хозяйствования, признание равноправными различных форм организации производства, объективно обусловили структурную перегруппировку системы контроля за состоянием экономики со стороны государства. Негосударственный сектор, основанный на частной и коллективной собственности, обладает большей эффективностью по сравнению с государственными предприятиями. Контроль становится полноправным элементом системы управления производством, защитой от проявлений бесхозяйственности, фактором оптимизации финансово – хозяйственной деятельности. В рыночных условиях государственный финансовый контроль направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов по целевому назначению. Финансовый контроль определяется как контроль со стороны уполномоченных государством органов и организаций за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан. На рисунке 1 можно видеть, что государственный финансовый контроль осуществляется в сфере налогообложения, бюджета, банковской системы, государственного и муниципального кредита, страхования, денежного и валютного обращения и т.д. Объектом бюджетного контроля являются общественные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетный контроль осуществляют: парламент страны, Счетная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство, Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так, Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний бюджетный контроль за использованием бюджетных средств распорядителями и получателями бюджетных средств. Другим видом государственного финансового контроля является налоговый контроль. Необходимость контроля за соблюдением налогового законодательства обусловили появление налогового контроля. Проведение налогового контроля возлагается в соответствии с Налоговым кодексом РФ на налоговые органы и их должностных лиц, а также на таможенные органы. Валютный контроль также является одним из видов государственного финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами: Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации (Департамент валютного контроля), Государственный таможенный комитет Российской Федерации и иные уполномоченные органы. Таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляют валютный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через границу товаров и транспортных средств. Государство проводит страховой и банковский надзор соответственно в сфере страхования и банковской системы. Данные категории, рассматриваются, как разновидности государственного финансового контроля. Страховой надзор осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации. Осуществление банковского надзора возложено на Центральный банк Российской Федерации. Таким образом, можно отметить, что каждый из рассмотренных видов государственного финансового контроля имеют свою специфику. Но цель у них общая – эффективное функционирование государства и благосостояние народа. Как уже было сказано, осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы. До 2004 года работу налоговых органов возглавляло Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), которое входило в систему центральных органов государственного управления РФ и подчинялось Президенту и Правительству РФ. В ходе проводимой в России административной реформы МНС России было преобразовано в Федеральную налоговую службу при Министерстве финансов Российской Федерации. Основными нормативными документами, регламентирующими порядок осуществления налогового контроля, являются Налоговый кодекс РФ часть 1 глава 14 и Закон РФ «О налоговых органах РФ» № 943-1 от 21 марта 1991 года (в редакции 2001 г.). Кроме основных нормативных документов в налоговых органах разрабатываются и утверждаются «Регламенты», которые являются внутренними документами для служебного пользования Контрольно-экономическая деятельность налоговых органов ориентирована на решение следующих основных проблем: - обеспечение надлежащего исполнения налогового законодательства в целях улучшения функционирования экономики; - проверка выполнения плательщиками предписаний бухгалтерских стандартов и требований налогового учета; - контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджеты всех уровней; - создание комплекса предупредительных мероприятий по устранению возможности налоговых правонарушений.