Формы представления налоговой и бухгалтерской отчетности. Проверка полноты представления отчетности. Передача налоговой отчетности в отдел ввода и обработки данных Все представленные документы подвергаются визуальному контролю на предмет соответствия следующим требованиям: - полнота заполнения всех необходимых реквизитов (полного наименования налогоплательщика, ИНН, налогового периода, подписей и т.д.); - четкость заполнения реквизитов. В связи с принятием поправок в ст. 80 части первой Налогового кодекса РФ, и принятием Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность можно по электронной почте. Это заметно облегчает жизнь и налоговым инспекциям, и налогоплательщикам. Однако, отчетность, передаваемая по электронной почте, должна быть соответствующим образом оформлена. Для описания процесса формирования файла с отчетностью МНС РФ издан приказ от 25.03.2002 № БГ-3-13/149. В электронном виде формы отчетности должны идти в том же порядке, что и на бумаге - бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), пояснительная записка, затем налоговые расчеты и декларации. Разрешается в один файл вкладывать отчетность и головной организации, и ее филиалов. Для доказательства достоверности отчетности и факта утверждения ее руководителем введена электронно-цифровая подпись, которая представляет из себя набор символов. Он будет формироваться в процессе обработки файла с помощью криптографического алгоритма. Таким образом, подпись - это не какая-то отдельная строчка, которая стоит в конце документа, а это механизм шифровки файла с отчетностью, которую пересылает бухгалтер. Для того чтобы зашифровать файл, бухгалтер предприятия должен будет получить специальный ключ, который будет выдаваться в уполномоченных на это органах. Вместе с ключом бухгалтерам будут выдаваться и сертификаты для подтверждения подлинности электронно-цифровой подписи. Но прежде чем высылать отчетность в налоговую инспекцию в электронном виде, нужно будет соблюсти еще одну формальность. Сначала бухгалтер должен подать письменное заявление в налоговую инспекцию и получить согласие инспекции. При условии, если у инспекции есть все необходимые технические средства и компьютерная программа, отказывать в приеме отчетности в электронном виде инспекция не вправе. Оператор связи, на сервер которого придет электронная почта, должен подтвердить получение отчетности и указать дату и время ее приема. Но на этом процедура сдачи еще не закончена. Налоговый инспектор должен проверить подлинность электронно-цифровой подписи документа. При положительном результате инспектор подписывает полученные документы своей электронно-цифровой подписью и отправляет их налогоплательщику. В таком виде отчетность должна храниться и в инспекции, и у бухгалтера. Естественно, что для запуска безбумажной технологии обмена информацией требуются и время, и дополнительные затраты как со стороны налогоплательщика, так и со стороны налоговых органов. Придется платить не только за услуги связи, но и за программное обеспечение. Кроме того, необходимо утвердить форматы всех бланков отчетности для передачи в электронном виде. Преимущества данного способа обмена информацией - оперативность и удобство. Не позднее следующего рабочего дня с момента принятия отчетность передается в отдел ввода и отработки данных (см. рисунок 11). Для этого налоговая отчетность формируется в пачки по видам налогов. Отдельно формируются пачки документов по крупнейшим налогоплательщикам, по налогоплательщикам, представившим отчетность на магнитных носителях. К каждой пачке выписывается сопроводительный ярлык (см. приложение 2), в котором указывается вид налога, количество деклараций, дата поступления и подпись ответственного лица. В процессе ввода налоговой отчетности в базу данных производится ее арифметический контроль. Информация об арифметических ошибках, выявленных при вводе данных налоговой отчетности (протоколы ошибок), используются отделом камеральных проверок при проведении камеральных проверок.