Этапы проведения камеральной налоговой проверки. Полнота представления отчетности. Своевременность представления отчетности. Ответственность за несвоевременное представление или непредставление налоговой отчетности Представленная плательщиками налоговая и бухгалтерская отчетность подлежит камеральной проверке. Причем проверке подлежат все поступившие декларации. Порядок проверки зависит от формы представления отчетности – на бумажных, магнитных носителях или по электронной почте (см. рисунок 12). В ходе визуальной проверки проверяется правильность и полнота заполнения всех обязательных реквизитов (наименование, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет, подпись руководителя, печать и т.д.) представленных документов. Проверка своевременности представления налоговой отчетности проводится по штампу (отметке) на декларации. Инспектор сверяет дату представления отчетности с установленным сроком представления деклараций. Налоговая отчетность на бумажных носителях Налоговая отчетность на магнитных носителях (с подтверждением на бумажных носителях) Налоговая отчетность, переданная по коммуникативным каналам связи Проверка проводится инспектором Проверка проводится с применением программы по налогообложению юридических лиц Проверка проводится автоматизировано с применением программы «Электронная обработка данных» Визуальная проверка налоговой отчетности Проверка своевременности представления налоговой отчетности Проверка обоснованности применения налоговых ставок, льгот Проверка правильности исчисления налоговой базы Рисунок 12 - Основные этапы камеральной проверки За непредставление или несвоевременное представление деклараций согласно ст. 119 Налогового кодекса предусмотрен штраф в размере 5 % от суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % и не менее 100 рублей. Непредставление расчета в течении более 180 дней – штраф 10 % за каждый полный или неполный месяц начиная со 181 дня. Рассмотрим пример: Три организации представили декларации по налогу на добавленную стоимость на сумму 10000 руб. за январь 2008 года (срок – 20 февраля 2008 г.) в следующие сроки: Предприятие А – 22 февраля 2008 года. Предприятие Б – 10 апреля 2008 года Предприятие В – 25 августа 2008 года. Согласно статье 119 Налогового кодекса к данным предприятиям могут быть применены следующие санкции: Предприятие А – несвоевременное представление декларации на 2 дня. Сумма штрафа = 10000 х 5 % / 100 % = 500 руб. (ст. 119.1) Предприятие Б – несвоевременное представление декларации на 50 дней (февраль – 9 дней, март – 31 день, апрель – 10 дней, т.е. два неполных и один полный месяц). Сумма штрафа = 10000 х 5 % / 100 % х 3 мес. = 1500 руб. (ст.119.1) Предприятие В – несвоевременное представление декларации на 187 дней (февраль – 9 дней, март – 31 день, апрель – 30 дней, май – 31 день, июнь - 30 дней, июль – 31 день, август – 25 дней). За шесть месяцев – 30 %, начиная с августа – 10 % за месяц. Сумма штрафа = 10000 х 30 % / 100 % + 10000 х 10 % / 100 % = 4000 руб. (ст.119.2) Проверка обоснованности применения ставок налога и льгот производится в соответствии с налоговым законодательством. Самым сложным этапом камеральной проверки является проверка правильности исчисления налоговой базы, т.к. при проверке отсутствуют первичные документы. Поэтому проверка в основном проводится с применением аналитических методов. В ходе камеральной проверки необходимо сопоставить отчетные показатели налоговой декларации текущего периода с аналогичными показателями налоговой декларации предыдущего отчетного (налогового) периода. Необходимо сверить показатели проверяемой декларации с показателями деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью, т.е. проводится взаимоувязка показателей форм отчетности по разработанным схемам контрольных соотношений. Необходимо проанализировать имеющуюся в налоговом органе информацию о налогоплательщике, сверить и оценить достоверность показателей налоговой отчетности. Например: - в рекламном объявлении сказано, что организация реализует через собственный магазин товар, а в декларации о розничной торговле сведений нет; - организация сообщает, что деятельностью не занимается, производство не ведется. Однако в налоговый орган поступили сведения, что организация потребляет электроэнергию в прежних объемах; - и т.п. При выявлении несоответствий в показателях, налоговый орган вправе вызвать налогоплательщика для дачи соответствующих пояснений (ст. 31 НК РФ). Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков и сравнительный анализ по группе аналогичных предприятий проводится как правило не реже одного раза в год. В отношении крупнейших и основных налогоплательщиков не реже одного раза в квартал.