Этапы планирования: формирование информационных ресурсов, внутренняя и внешняя информация, досье налогоплательщика Важнейшими составными этапами процесса планирования и подготовки выездных проверок являются следующие процедуры: Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках. Анализ результатов камеральной проверки налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Анализ налоговой и бухгалтерской отчетности, основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика. Выбор объектов проверки. Подготовка и составление перечня вопросов проверки (выбор категории проверок) и периодов проверки. Подготовка и утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий квартал и контроль за его выполнением. Рассмотрим процесс планирования подробнее: 1. Информационные ресурсы о налогоплательщиках - это система подготовительных данных, созданная на основе имеющейся в налоговых органах информации о налогоплательщиках. Работа налоговых органов по формированию информационных ресурсов должна отвечать следующим требованиям: - непрерывность – обеспечение постоянного сбора всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках; - систематизация – создание информационных баз данных в разрезе каждого налогоплательщика (досье налогоплательщика); - актуализация – своевременное обеспечение обновления информации; - полнота – наличие объема информации, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок; - достоверность – предварительный анализ поступающей информации на предмет ее соответствия реальному положению дел; - организация рациональной системы обработки и хранения информации – включение всей информации в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговых органов (АИС «Налог»). В целях правильного отбора организаций для проведения проверок налоговым органам необходимо иметь достаточную информацию о налогоплательщиках, полученную как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренней информации относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно – это, в частности информация: - по учету налогоплательщиков (ЕГРН); - по налоговой и бухгалтерской отчетности; - по камеральным и выездным проверкам; - об исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов; - из прочих источников (результаты проверки контрольно - кассовой техники (ККТ), сведения от руководства предприятия и т.д.) К внешней информации относится информация, полученная инспекциями от других контролирующих органов, органов государственной власти, от юридических и физических лиц, например, информация : - от правоохранительных органов; - от финансовых органов; - от органов статистики; - от кредитных учреждений; - от внебюджетных фондов; - от ГАИ; - от органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния; - их средств массовой информации; - и т.д. Известно, что развитие рыночной структуры предполагает значительный рост хозяйственных, финансовых, гражданско-правовых связей как между юридическими и физическими лицами с государственными органами, так и между самими предприятиями, их подразделениями, гражданами. Информация о таких связях и их характеристиках (наименования объектов, адреса, суммы и даты финансовых операций, допущенные нарушения законодательства и др.) собирается во многих ведомствах и государственных органах. Она характеризуется огромными объемами и имеет сложную взаимосвязанную структуру представления данных. Исключительная ценность этой информации увеличивается при ее актуализации, сверке с целью более точной идентификации или выявления расхождений данных, взаимном обмене информации. Взаимодействие ведомств позволяет устранить дублирование потоков информации и, что особенно важно, исключить повторную и не всегда однозначную обработку одних и тех же ее потоков в различных государственных органах. Информационное взаимодействие организаций, входящих в финансовую систему России, является общегосударственной и внутриведомственной задачей. Так, например, отдел налогового контроля при МВД России в целях борьбы с нарушителями налогового законодательства должен получать инспекций Министерства РФ по налогам и сборам данные о контрольных проверках налогоплательщиков, в результате которых выявлены факты уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах. Четкий контроль за размерами налогооблагаемой базы при исчислении налогов в налоговых инспекциях не возможен без использования поступающих из подразделений государственного таможенного комитета (ГТК) РФ сведений о прохождении грузов и товаров через границу. Для осуществления своих функций налоговые органы должны обладать соответствующей информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы. Так, в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ информация предоставляется следующими органами: - регистрирующими физических лиц по месту жительства, либо факт рождения и смерти физического лица; - осуществляющие учёт и регистрацию недвижимого имущества; - органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного; - органы (учреждения) уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику; - органы, осуществляющие учёт и регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами. Кроме этого, банки обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счета организациями, индивидуального предпринимателя в пяти дневной срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счёта. Способы организации обработки налоговой информации оказывают всё большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и представления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы. Конечным результатом работы по сбору и обработки информации о налогоплательщиках является формирование досье налогоплательщика. Досье состоит из пяти разделов: 1. Идентификационная часть, в которой собрана общая информация о налогоплательщике. 2. Данные о хозяйственных операциях и иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы. 3. Косвенные данные о хозяйственной деятельности – информация от третьих лиц. 4. Сигнальная информация, полученная в результате контрольной работы (о нарушениях). 5. Другие сведения. Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок учитываются результаты камеральных проверок и результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности, которые оформляются в специальное заключение. Заключение содержит рекомендации о проведении проверок в соответствующих организациях с обоснованием причин, послуживших для таких выводов. В целях обеспечения наиболее рационального отбора налогоплательщиков налоговым органом осуществляется периодическое проведение комплексного анализа основных финансовых показателей деятельности предприятий. В процессе анализа обеспечивается: - оценка динамики основных показателей деятельности предприятия; - сравнительный анализ с аналогичными предприятиями; - отбор предприятий для проверки. По результатам анализа подготавливается заключение с обоснованием выводов по отбору налогоплательщиков для проверки. Приемы и методы анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков определяется налоговым органом самостоятельно исходя из уровня оснащенности компьютерной техникой, опыта и знаний работников инспекции. В результате анализа имеющейся информации о налогоплательщике, а также по результатам камеральных проверок и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, должностные лица приступают к составлению плана выездных налоговых проверок. Однако, кроме вышеперечисленной информации, должностному лицу необходимо также учесть и соблюсти следующие принципы отбора налогоплательщиков.