Объекты проверки. Методика проверки. Учетная политика для целей налогообложения В ходе налоговой проверки проверяющие исследуют документы и информацию на машинных носителях, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогоплательщиком в соответствующие бюджеты налогов и сборов, а также принятия правильного решения по результатам проверки. Объектами проверки, в частности, являются устав организации, ее учредительные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, налоговые декларации, документы бухгалтерской отчетности, учетные регистры, журналы-ордера, ведомости и другие, первичные учетные документы, а также иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов. В состав подлежащих проверке первичных учетных документов входят: - приказ об учетной политике предприятия; - расчетно-платежные документы; - банковские выписки по движению денежных средств в российской и иностранной валютах по расчетным, текущим, валютным и иным счетам; - приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в счет оплаты за отгруженную продукцию; - договора на поставку продукции, договора-поручения на реализацию товаров, договора с транспортными организациями на поставку и перевозку грузов, договора о совместной деятельности без образования юридического лица, договора, предусматривающие осуществление бартерного обмена товарно-материальными ценностями, приказы об оплате труда в натуральной форме; - первичные документы на отпуск товаров со склада, а именно товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом, путевые листы, накладные по перевозке груза железнодорожным транспортом, водным и воздушным транспортом, доверенности на получение продукции; - акты выполненных работ; - счета-фактуры и другие первичные учетные документы, подтверждающие факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций. В процессе проверки устанавливается соблюдение налогоплательщиком действующего порядка оформления первичных учетных документов и отражение соответствующих хозяйственных операций в бухгалтерском учете, наличие первичных учетных документов, являющихся основанием для документирования данных операций. Проверка каждого учетного документа включает: - формальную проверку, состоящую в визуальном изучении документа с точки зрения наличия в нем всех необходимых реквизитов, а также соблюдения иных правил его оформления, установленных действующим законодательством для такого рода документов; - арифметическую проверку, в ходе которой контролируется правильность подсчета количественных показателей в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах; - правовую проверку, в процессе которой устанавливается соответствие содержания документа действующему на момент совершения операции законодательству. В ходе проверки учетной документации налогоплательщика контролируется: а) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений правил учета доходов и расходов и иных объектов налогообложения, а также иных нарушений законодательства о налогах и сборах; б) соответствие показателей налоговой, а также бухгалтерской отчетности организации, имеющих значение для правильного исчисления налогооблагаемой базы, данным синтетического и аналитического учета. В этих целях указанные показатели сверяются с остатками и оборотами по счетам бухгалтерского учета главной книги, с аналогичными показателями регистров синтетического учета; в) полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налогооблагаемой базы; соответствие данных налоговой и бухгалтерской отчетности, синтетического и аналитического учета первичным учетным документам. Проверка первичных учетных документов проводится в хронологическом порядке, в разрезе проверяемых счетов синтетического учета, операции по которым оказывают или могут оказать влияние на формирование налогооблагаемой базы. При этом особое внимание должно быть уделено проверке достоверности и полноты отражения операций по счетам бухгалтерского учета, предназначенным для обобщения информации; г) правильность ведения налоговых регистров и отражения итогов в налоговых декларациях. Особо тщательно анализируется приказ об учетной политике для целей налогообложения. В нем должны быть отражены: система налогообложения, применяемая налогоплательщиком, основные положения по ведению налогового учета и аналитических регистров, метод признания доходов и расходов, метод оценки материальных ценностей, начисления амортизации и т.п. Учетная политика в течение года меняться не может.