Определение контрольных функций налоговых органов. Задачи и цели налоговых проверок. Права и полномочия налоговых органов при осуществлении налоговых проверок Поэтому на налоговые органы возложена важнейшая задача – осуществление контроля за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговым органам предоставлено право взыскивать с плательщиков не уплаченные в срок платежи в бесспорном порядке с одновременным предъявлением им финансовых санкций. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое: число выявленных нарушений при проверках индивидуальных предпринимателей достигает по России 20 % из общего числа проверенных граждан, т.е. каждый пятый гражданин-предприниматель пытался (намеренно или по незнанию) не доплатить в казну. Объем мобилизуемых средств в бюджет во многом зависит от четкого исполнения юридическими и физическими лицами налогового законодательства. С переходом к рыночным отношениям предпринимательская деятельность получила быстрое развитие. Многие предприниматели не имеют достаточной квалификации в области бухгалтерского учета и, как правило, допускают ошибки в учете. Нередки случаи сознательного искажения отчетных данных. Все это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов. Ошибки в исчислении и уплате налогов допускаются также в связи с изменениями законодательства. В этих условиях особую значимость приобретают вопросы совершенствования организации налогового контроля. Осуществление налогового контроля предопределяет многообразие тактических задач и целей: - контроль за соблюдением налогового законодательства; - осуществление государственной регистрации юридических и физических лиц; - контроль за своевременной постановкой налогоплательщиков на учет; - контроль за правильностью ведения бухгалтерского и налогового учета объектов налогообложения; - контроль за правильностью исчисления налогов и сборов; - обеспечение полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации; - наложение финансовых и административных штрафов за совершение налогового правонарушения; - валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле; - профилактика налоговых правонарушений. Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций. Выполнение указанных задач обуславливает наделение должностных лиц налоговых органов широким кругом прав и полномочий. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 31) и Законом «О налоговых органах РФ» налоговым органам предоставляется право: 1. Производить в органах государственной власти и местного самоуправления, организациях и у граждан проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке. 2. Обследовать в пределах своих полномочий любые используемые для извлечения доходов независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. 3. Требовать от руководителей проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и контролировать их выполнение. 4. Приостанавливать операции организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках в случаях непредставления налоговым органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и обязательных платежей в бюджет. 5. Изымать у организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. 6. Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. 7. Возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. 8. Предъявлять в суде и арбитражном суде иски: - о ликвидации предприятия любой организационно - правовой формы; - о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. 9. Создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением. На рисунке 4 можно видеть, что налоговый контроль включает в себя следующие стадии (см.4рис. 4). Все стадии налогового контроля взаимоувязаны между собой. Таким образом, налоговый контроль представляет собой систему наблюдения за финансово – хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью качественного исполнения налогового законодательства.