Порядок проведения экспертизы в ходе выездной налоговой проверки. Значение методов фактического контроля При необходимости в рамках проведения налоговых проверок может быть произведена экспертиза с привлечением эксперта (ст. 95 НК РФ). Экспертиза назначается при проведении выездных налоговых проверок в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Привлекаемый эксперт должен иметь: - соответствующую квалификацию, подтвержденную надлежащими документами; - соответствующую лицензию. Перед привлечением эксперта необходимо удостовериться в отсутствии заинтересованности его в результатах проверки. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы. Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право: 1) заявить отвод эксперту; 2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; 3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; 4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; 5) знакомиться с заключением эксперта. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей. Помимо экспертов для проведения проверок могут привлекаться специалисты, обладающие необходимыми знаниями и навыками, не заинтересованные в исходе дела. Они могут принимать участие в осмотре территории и помещений налогоплательщика, а также документов и предметов и их выемке (ст. 96 НК РФ). Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе. В качестве специалиста может привлекаться, в частности, переводчик (ст. 97 НК РФ). Таким образом, в ходе проверки эксперты привлекаются для получения заключения по конкретным вопросам, а специалист - для совершения определенных действий, облегчающих работу проверяющих; письменного заключения специалист не составляет.