Порядок и методика проведения встречной проверки Налоговые инспекторы проводят встречные проверки, если документы организации вызывают у них сомнения. Так, подозрения вызывают нечетко заполненные документы, бумаги, в которые внесены исправления. Основной задачей встречной проверки является сопоставление данных проверяемой организации с документами ее контрагентов. При этом налоговики проверяют, есть ли в этих данных расхождения. Документы организаций, выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика, являются предметом встречной проверки. Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), независимо от того, в каком налоговом органе эти лица состоят на учете. Таким образом, проведение встречной проверки может осуществляться как налоговым органом, на учете которого состоит лицо, подлежащее встречной проверке, так и налоговым органом, на учете которого состоит налогоплательщик. Налоговый орган обязан истребовать документы в порядке, установленном ст.93 НК РФ. Эти документы должны быть направлены или выданы налоговому органу в пятидневный срок. За непредставление документов в установленный срок к контрагенту применяется мера ответственности по статье 126 НК РФ. В требовании необходимо указать конкретные документы, которые налоговый инспектор хочет получить в ходе встречной проверки. Если в требовании приведены лишь общие формулировки типа «направить в налоговый орган все документы, касающиеся деятельности организации» и если контрагент не ответит на такое некорректное послание, то оштрафовать ее налоговый орган не в праве. Пристальное внимание уделяется документам, оформленным с нарушением установленных требований (с допущенными исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, печатями и т.д.). Часто практикуется проверка соответствия показателей (данных) счетов-фактур, имеющихся у поставщика (подрядчика) и у покупателя (заказчика). Особое внимание уделяется счетам-фактурам с исправленными цифрами, счетам-фактурам продавца, если нарушена хронологическая последовательность отражения счетов-фактур в книге продаж, счетам-фактурам, оплата по которым производилась наличными, и т.д. Если в ходе встречной проверки контрагента налогоплательщика обнаружилось, что в учете последнего неправильно отражены отдельные финансово-хозяйственные операции, влияющие на формирование налоговой базы. Тогда материалы встречной проверки прилагаются к акту налоговой проверки или к решению, принятому по результатам рассмотрения материалов проверки. Данные материалы используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика. Контрагенту же по итогам встречной проверки никакие санкции не грозят (кроме санкций за непредставление требуемых документов). В рамках проведения встречной проверки налоговый орган вправе истребовать только документы. Следовательно, требования налогового органа о получении каких-либо сведений или пояснений, не имеющих документальной формы, недопустимы. Вместе с тем налоговый орган вправе получить интересующую его информацию иным способом, установленным НК РФ. Так, в соответствии со ст.90 НК РФ налоговый орган вправе привлечь для дачи показаний свидетеля - лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Налоговый кодекс не ограничивает сроков проведения встречной проверки, равно как и налоговых периодов, за которые она проводится. Отсутствуют ограничения и по количеству повторных встречных проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный либо проверяемый налоговый период. Дополнительные мероприятия налогового контроля (в том числе встречная проверка) могут проводиться за пределами двухмесячного срока, который ограничивает проведение выездной налоговой проверки. Встречная проверка может проводиться независимо от местонахождения контрагентов налогоплательщика, поскольку осуществляется путем запроса необходимых документов и не предусматривает присутствия проверяющих на территории контрагентов. Проводить ее может как налоговый орган, где состоит на учете лицо (контрагент), в отношении которого она проводится, так и налоговый орган, непосредственно осуществляющий проверку налогоплательщика. Зачастую многие контрагенты проверяемой фирмы находятся в разных городах. Поэтому инспекторы направляют запросы в налоговые органы, в которых контрагенты организации состоят на учете. Налоговый орган, получивший запрос, обязан в десятидневный срок с момента получения запроса организовать проведение соответствующих действий по осуществлению налогового контроля. Результаты встречной проверки оформляются отдельной справкой (актом) и незамедлительно направляется в налоговый орган, направивший запрос. Результаты встречной проверки служат основанием для отражения в акте основной налоговой проверки выводов о нарушении налогового законодательства. Сведения, полученные по итогам встречной проверки, включаются в основной акт выездной или камеральной налоговой проверки и отражаются в постановлении о привлечении к налоговой ответственности.