Классификация налоговых проверок Налоговые проверки можно классифицировать и по другим признакам. На рисунке 7 приводится классификация проверок по характеру контрольных мероприятий. Причем необходимо отметить, что данная классификация применима только к выездным налоговым проверкам, так как камеральные проверки невозможно запланировать - они осуществляются по мере поступления налоговой отчетности в инспекцию и должны обеспечивать 100 % проверку отчетности. Плановая проверка проводится по плану, который разрабатывается на отчетный период (квартал) и утверждается руководителем налогового органа. Внеплановая проверка проводится вне плана и может быть проведена в следующих случаях: а) по заданию вышестоящих налоговых органов; б) по поручению правоохранительных органов; в) по запросам других налоговых органов; г) при наличии значительных нарушений; д) по фактам сокрытия доходов и т. д. К внеплановым проверкам может быть отнесена повторная проверка. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в случае, связанном с реорганизацией или ликвидацией организации, а также в случае проверки вышестоящим налоговым органом нижестоящего налогового органа может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. Выездные налоговые проверки можно также классифицировать в зависимости от величины объекта контроля (см. рисунок 8). Комплексная проверка – это проверка, которой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов и сборов. Тематическая проверка – это проверка, охватывающая вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и сборов, а также налогов по отдельным видам деятельности организации (например: проверка НДС, лицензирования и т.п.) Экспресс – проверка – это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово – хозяйственной деятельности организации за короткий временный период (например: проверка применения контрольно-кассовой техники и т.п.). Разновидностью экспресс - проверки является встречная проверка, проводимая в организации, являющейся хозяйственным партнером проверяемой организации с целью выявления реальных обстоятельств совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по этой сделке продукции (товаров) или выручка от ее реализации посредством сопоставления соответствующих данных учета в обеих организациях. Встречную проверку нельзя рассматривать в качестве самостоятельного вида налоговой проверки; она носит вспомогательный характер и невозможна без проверки основного налогоплательщика, в связи с выездной или камеральной проверкой которого, возникла необходимость получения дополнительных сведений. К экспресс - проверкам можно отнести следующие проверки, которые, строго говоря, не являются ни выездными, ни камеральными, но являются необходимыми для нормальной работы по сбору налогов: - проверки, проводимые с целью установления места нахождения плательщика; - проверки, проводимые с целью выявления случаев осуществления хозяйственной деятельности без постановки на учет в налоговом органе; - проверки наличия и правильности применения специальных марок на алкогольную и табачную продукцию; - проверка соблюдения правил операций с наличными деньгами и т.д. В ходе проведения налоговых проверок должностными лицами налоговых органов применяются различные методы контроля. Применение указанных методов зависит от проверяющего и конкретных целей налоговой проверки. При проведении проверок применяются документальные методы контроля и фактические методы контроля в зависимости от источников получения информации (см. рисунок 9). Документальные методы контроля основаны на изучении данных, содержащихся в первичных и других документах. Документальная проверка может проводиться как с выходом на предприятие, так и в налоговой инспекции. Проверка документов производится следующими методами: - формальная или визуальная проверка (правильность оформления документов); - логическая проверка; - арифметическая проверка; - юридическая оценка (законность документа); - встречная проверка; - проверка соответствия данных первичных документов данным регистров и отчетов; - экономический и финансовый анализ. Для более полного и всестороннего изучения документов используются методы фактического контроля, то есть установление конкретных фактов в ходе проверки. К методам фактического контроля относится: - инвентаризация - Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке; - осмотр (обследование) – Налоговый кодекс РФ, ст. 92; - экспертиза (привлечение специалиста) – Налоговый кодекс РФ, ст. 95. Инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки. Осмотр проводится должностным лицом налогового органа при выездной налоговой проверке в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки. Экспертиза назначается при проведении выездных налоговых проверок в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Проверка документов в ходе выездных налоговых проверок может проводиться двумя методами - сплошным и выборочным (см. рисунок 10). Выбор метода зависит от проверяющего, от объема проверяемых документов и от содержания документов. Сплошная проверка предполагает изучение всех первичных документов и записей (например: денежные операции). Выборочная проверка документов предполагает проверку отдельных периодов в течении года или части документов, но за весь отчетный период. Если в результате выборочной проверки установлены значительные нарушения, то проверка проводится сплошным методом.