Глава 6. Бухгалтерские документы и их исследование при расследовании экономических преступлений 6.1. Понятие и сущность документирования, основные требования, предъявляемые к оформлению бухгалтерских документов Любая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтер¬ского учета, только на основе правильно оформленных документов, поэтому документирование является неотъемлемым элементом бух¬галтерского учета. Документ - это письменное свидетельство о законности и реаль¬ности совершенной хозяйственной операции. Под документированием понимается способ сплошного и не¬прерывного отражения на материальных носителях информации хо¬зяйственных операций в целях контроля за ними и ведения текущего бухгалтерского учета. Бухгалтерские документы дают право на совершение хозяйст¬венной операции и подтверждают факт ее исполнения. Прием и от¬пуск материальных ценностей и денежных средств, производимые на основании правильно оформленных документов, предотвращают возможность злоупотреблений. Ответственность за обеспечение контроля проводимых хозяйственных операций и регистрацию их в первичных документах несет руководитель организации. Лица, составившие и подписавшие первичные документы, несут ответственность за своевременное и правильное их составление, достоверность содержащихся в них сведений, а также за передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете. Поскольку документы придают юридическую силу хозяйствен¬ным операциям, отражаемым в бухгалтерском учете, к их оформле¬нию предъявляются следующие требования: 1) первичные учетные документы должны быть составлены в мо¬мент совершения или сразу же после окончания хозяйственной опе¬рации; 2) в первичных документах должны быть отражены все необхо¬димые сведения, позволяющие точно установить содержание и усло¬вия совершения операции, то есть возникает необходимость заполне¬ния всех реквизитов, предусмотренных формой документов (реквизит - это один из необходимых элементов документа, например наименование документа, дата составления и т.д.); 3) исправления, имеющиеся в первичной документации, должны быть подтверждены подписями лиц, подписавших документы, с указанием даты исправлений; не допускаются исправления в денежных документах (доку¬менты по кассе и счетам в банках); заполнение первичных документов должно обеспечивать со¬хранность записей в течение времени, установленного для их хране¬ния в архиве; для обеспечения сохранности записей в документах запреща¬ется использовать для записи простой карандаш, свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку; 7) запрещается принимать к исполнению и оформлению пер¬вичные документы по операциям, которые противоречат законода¬тельству и установленному порядку приемки, хранения и расходова¬ния денежных средств и товарно-материальных ценностей.