6.3. Неполноценные бухгалтерские документы, документы неофициального учета Статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» преду¬смотрено, что все первичные учетные документы должны составляться на русском языке; оформляться на все проводимые организа¬цией хозяйственные операции с заполнением всех реквизитов, без исправлений (особенно в денежных документах) синими чернилами. Документы, отвечающие требованиям этой статьи, называются пол¬ноценными. Если в бухгалтерском документе не выполняется хотя одно из законодательных требований, то он является неполноцен¬ным. Неполноценные документы с учетом нарушенных требований можно разделить на три группы: неправильно оформленные: без необходимых реквизитов (без подписи, без даты), с лишними реквизитами (например, накладная с гербовой печатью), с ненадлежащими реквизитами (чек на получение денег, когда подписан неправомочным лицом); отражающие незаконные операции: документы, составлен¬ные на хозяйственные операции, которые по существующим право¬вым нормам не должны совершаться (акт на списание материалов на капитальный ремонт с завышением их стоимости); отражающие вымышленные операции, которые в действи¬тельности не осуществлялись. С проведением таких фиктивных опе¬раций связано понятие фиктивный документ, то есть вымышленный первичный документ, который зарегистрирован в сводном документе, но в действительности никогда не существовал. Поскольку бухгалтерские документы несут себе информацию о движении денежных средств и товарно-материальных ценностей, то они могут быть безденежными и бестоварными. Безденежным документом является, например, расходный кас¬совый ордер, по которому в действительности деньги получателю не выдавались. Бестоварными называются документы, содержащие все рекви¬зиты, по которым в действительности передача товарно-материальных ценностей не осуществлялась, например, якобы на¬кладная на отпуск товара покупателю. Эти документы оформляются с целью представления подложных фактов о расходовании денежных средств и товарно-материальных ценностей, сокрытия излишков и недостач, прикрытия противозакон¬ных действий и т.д. Неполноценные документы также делятся на: фальсифицированные, содержащие материальный подлог, то есть внесение изменений в содержание подложного документа (дописки, подчистки, травления и другие); содержащие заведомо ложные сведения, интеллектуальный подлог, то есть документ составляется уполномоченным лицом на незаконную хозяйственную операцию (изменение суммы выданных по платежной ведомости денег путем ее завышения и занижения депо- нированной заработной платы, например). В процессе хозяйственной деятельности руководители и материально-ответственные лица могут вести документы, которые составляются в произвольной форме и наличие которых обусловлено рядом причин: они используются в целях дополнительного контроля за работой подчиненных лиц; они фиксируют противоправные хозяйственные операции, не нашедшие отражения в официальном бухгалтерском учете (напри¬ мер, книга отвесов неучтенной продукции, направленной сообщни¬кам). Такие документы называются документами неофициального учета. Ведение неофициальных картотек, двусторонних записей товар¬ных и денежных средств часто называется «черновой бухгалтерией» или «двойной бухгалтерией», которая ведется с целью сокрытия до¬ходов от налогообложения. К документам неофициального учета относятся: книги черновых отвесов, акты неофициального снятия остатков, черновые записи то¬варных или денежных документов и т.п. Они могут вестись в журналах, на отдельных листах и обрывках бумаги, записных книжках, листах перекидного календаря с целью неофициального контроля за ходом хозяйственной операции.