6.4. Порядок изъятия бухгалтерских документов Изъятие представляет собой принудительное лишение организаций, предприятий, учреждений независимо от формы собственности возможности пользоваться и распоряжаться бухгалтерскими документами. В условиях, когда первичный документ является письменным свидетельством, доказательством какого-либо действия в процессе учета, полное изъятие может дестабилизировать организацию доку¬ментооборота, что может отрицательно сказаться на деятельности хо¬зяйствующего субъекта. В то же время, несвоевременное осуществление изъятия может привести к уничтожению документов проверяемыми лицами или со¬вершению в них подлога, что является одним из эффективных мето¬дов сокрытия следов противоправной деятельности в сфере экономи¬ки. Весь процесс по организации подготовки изъятия бухгалтерских документов можно разделить на три этапа (рис. 6.1.): - подготовительный этап состоит из комплекса организацион¬ных мероприятий, обеспечивающих дальнейшую реализацию реше¬ния об изъятии бухгалтерских документов; - основной (рабочий) этап предусматривает совокупность дей¬ствий, направленных на внешний осмотр и непосредственное изуче¬ние необходимых документов, которым завершается составление до¬кумента (акта) об изъятии документов; - заключительный этап предусматривает упаковку изъятых документов, их доставку и хранение до принятия решения по мате¬риалам проверки. В соответствии с ч.8 ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разре¬шения и в присутствии представителей органов, производящих изъя¬тие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия. Также он имеет право в их присутствии дооформить доку¬менты, прошить, пронумеровать, опечатать, сделать опись и т.д. Изъятие же первичных учетных документов производится только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, су¬дами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на осно¬вании их постановлений в соответствии с законодательством Россий¬ской Федерации. Доставка документов осуществляется в условиях, исключающих их утрату и повреждение. Хранение документов исключает доступ к ним посторонних лиц. В случаях их пропажи или повреждения приказом руководителя ор¬ганизации, изъявшей документы, назначается комиссия по расследо¬ванию причин данного события. Определение перечня бух¬галтерских документов, под¬лежащих изъятию, места их нахождения и хранения Подготовительный этап Оформление документа, под¬тверждающего основание изъятия (постановление) Осмотр документов, подлежащих изъятию Оформление процесса изъятия(протокол, акт) Основной (рабо¬чий) этап Снятие главным бухгал¬тером копий с изымае-мых документов Организация доставки и хранения изъятых доку¬ментов