7.2. Особенности организации и проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов Проведение инвентаризации по инициативе правоохранительных органов практикуется чаще всего на предприятиях торговли и обще¬ственного питания, где значительная часть хозяйственных операций при продаже товаров за наличный расчет первичными документами не оформляется. Инвентаризация организуется руководителем органа дознания, которым направляется письмо на имя руководителя организации. Основаниями для проведения инвентаризации могут быть: ¦ данные о присвоении или растрате чужого имущества, вверенному материально-ответственному лицу (ст. 160 УК РФ), либо краже имущества посторонними лицами (ст. 158 УК РФ); данные о фактах обмана потребителей (ст. 200 УК РФ); данные об изготовлении неучтенных товаров, завозе неучтен¬ной или фальсифицированной продукции; данные об умышленном уничтожении имущества (ст. 167 УКРФ); • данные о наличии информации об умышленной пересортице, документально неоформленных ценностях, приписках и т.д. Перед началом инвентаризации сотрудником правоохранитель¬ного органа могут производиться следующие действия: закрытие предприятия с прекращением торгово-закупочных и расчетных опе¬раций; опломбирование места хранения товарно-материальных цен¬ностей; изъятие в присутствии руководителя организации всех при-ходно-расходных документов и документов оперативно-технического учета. Успешному проведению инвентаризации способствует соблюде¬ние ряда требований: 1. Требование комиссионности Для проведения инвентаризации создается постоянно действую¬щая инвентаризационная комиссия, в состав которой входят: руково¬дитель организации, начальники подразделений, главный бухгалтер; работники, хорошо знающие инвентаризуемые ценности, цены, первичный учет; представители службы внутреннего аудита организации; материально-ответственные лица. Если инвентаризация проводится по требованию органа дознания, следствия или суда, то представитель этих органов может присутствовать при ее проведении. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными. 2. Требование внезапности Проведение всех видов инвентаризации должно быть неожиданным для проверяемых, так как осведомленность материально-ответственных лиц о дате ее проведения может снизить эффективность или привести к ее полной безрезультатности. 3. Требование действительности Фактические сведения о наличии ценностей должны быть добыты путем их подсчета, обмера, взвешивания и т.д., а не со слов материально-ответственных лиц или на основе учетных остатков. 4. Требование непрерывности Инвентаризация должна проводиться столько дней, сколько не¬обходимо для ее завершения. Во время перерывов (обед, ночное время) описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. Инвентаризация товарно-материальных ценностей осуществляет¬ся в три этапа: ¦ подготовительный; ¦ основной; ¦ заключительный. На подготовительном этапе издается приказ о проведении инвентаризации и назначается инвентаризационная комиссия. Начинать инвентаризацию следует с кассы, результаты которой оформляются актом (излишки подлежат взносу в бюджет в трехдневный срок). Перед началом проверки фактического наличия имущества ин¬вентаризационная комиссия должна провести следующие действия: ¦ проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения; • получить последние на момент инвентаризации отчеты о дви¬жении денежных средств и товарно-материальных ценностей. Основной этап инвентаризации заключается в непосредственном снятии остатков, то есть установлении фактического наличия товар¬но-материальных ценностей в натуре, что определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера, для чего руководитель организации обязан создать условия. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц. Описи заполняются чернилами без подчисток и помарок. Ис¬правление производится во всех экземплярах описей корректурным способом, оговорены и подписаны всеми членами комиссии и мате¬риально-ответственными лицами. Описи подписывают все члены комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо пре¬тензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответст¬венное хранение. На заключительном этапе инвентаризации осуществляется выведение ее результатов путем сравнения показателей бухгалтерского учета с данными инвентаризационной описи. По результатам инвентаризации составляются следующие виды документов: ¦ инвентаризационные описи (три экземпляра: первый - работ¬нику правоохранительного органа, второй - в бухгалтерию органи¬зации, третий - материально-ответственному лицу); акт результатов инвентаризации (при суммовом учете) и сли¬чительная ведомость (при количественно-сортовом учете); акт контрольной проверки; расчет естественной убыли; акт на испорченные товары; ¦ объяснения материально- ответственных лиц и т.д. Итоги инвентаризации могут быть следующими: равенство фактического и книжного остатка; излишки; недостача. Выявленные излишки приходуются и относятся на финансовый результат, а недостача в пределах норм естественной убыли списыва¬ется по приказу руководителя организации на издержки производства или обращения, сверх норм естественной убыли — относится на ви¬новных лиц. По всем недостачам и излишкам инвентаризационная комиссия получает письменное объяснение от соответствующих работников. Недостачи и излишки могут быть следствием злоупотребления материально-ответственных лиц, ошибок при проведении инвентари¬зации или в результате пересортицы. Также итогом искажения результатов инвентаризации может: быть и пересортица, представляющая собой ситуацию, когда какие-либо однородные товарно-материальные ценности одновременно находятся в излишке и в недостаче (например, когда муку первого сорта отпускают по цене высшего). Пересортица бывает: ¦ случайной, когда она возникает из-за неопытности материально-ответственных лиц; • умышленной, когда вносятся записи в бухгалтерские документы с целью запутать количественный учет; ¦ простой, когда она образуется за один рабочий прием, то есть создание пересортицы и реализация товаров совпадают во времени; • сложной, когда суммовые разницы от пересортицы накаплива¬ются постепенно в течение нескольких рабочих приемов, то есть соз¬дание пересортицы и реализация товаров не совпадают во времени. Причинами пересортицы могут быть: ошибки материально-ответственных лиц при приемке или от¬пуске товарно-материальных ценностей (например, вместо масла первого сорта отпущено масло второго сорта по цене первого); злоупотребления материально-ответственных лиц (обман по¬требителя: отпуск товара худшего качества по цене товара лучшего качества); Ошибки в учетных записях, допускаемых работниками бухгалтерии. Умышленное внесение неверных записей в первичные докумен¬ты и бухгалтерский учет. По окончании ревизии сотрудник правоохранительного органа проверяет правильность заполнения инвентаризационной описи, на¬личие подписей членов комиссии, отсутствие неоговоренных исправ¬лений и недопустимость подписей под копирку.