14.2. Виды налоговой экспертизы, ее производство Перед началом проведения экспертизы должностное лицо нало¬гового органа, которое вынесло постановление о ее назначении, должно ознакомить эксперта с его правами и обязанностями, уста¬новленными п.п.4,5,8 ст.95 НК РФ, и предупредить его об ответст-венности за отказ от участия в проведении налоговой проверки или дачу заведомо ложного заключения, а также предупредить о том, что в соответствии с п.4 ст. 102 НК РФ «Налоговая тайна» утрата доку¬ментов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотрен¬ную федеральными законами. Далее должностное лицо налогового органа, которое вынесло по¬становление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим по¬становлением проверяемое лицо и разъяснить его права, о чем со¬ставляется протокол, который подписывается должностным лицом налогового органа и руководителем проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем с указанием даты ознакомления. Привлекаемый эксперт либо эксперты, состоящие в трудовых или иных правовых отношениях с экспертным учреждением, которое обя¬зуется провести экспертизу, должны иметь соответствующую квали¬фикацию, подтвержденную надлежащими документами (квалифика¬ционный аттестат, диплом и т.д.) и соответствующую лицензию. Вопросы, поставленные перед экспертом, не должны выходить за пределы его специальных познаний. Указанные вопросы должны быть четко определенными и конкретными, а перечень их полным. При необходимости формулировки указанных вопросов могут быть уточнены на основе консультаций с экспертом. Эксперт не вправе вдаваться в решение вопросов правового ха¬кера (например, имело место налоговое правонарушение или нет, допущены ли нарушения порядка налогового учета и отчетности и т.д.). если же такие вопросы были перед ним поставлены и он все-таки их решил, то его ответы не могут иметь какого-либо доказатель¬ного значения. Материалы для проведения налоговой экспертизы должны быть предоставлены в распоряжение эксперта лицом, проводящим налого¬вую проверку. Эксперт не вправе самостоятельно получать у проверяемого лица или иных лиц требующиеся ему для исследования документы или предметы, поскольку, согласно п.1 ст.31 НК РФ «Права налоговых органов», правом требования от налогоплательщика или налогового агента документов, служащих основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснений обладают только налоговые органы. Проверяемое лицо при назначении и производстве экспертизы имеет право: 17. заявить отвод эксперту; 18. просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; 19. представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; 20. присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; 21. знакомиться с заключением эксперта; 22. просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы; 23. давать свои объяснения эксперту и заявлять возражения. В случаях удовлетворения таких ходатайств проверяемого лица должностное лицо налогового органа соответственно изменяет или дополняет свое постановление о назначении экспертизы, поручает проведение экспертизы другому лицу, а если имеют, а также необос¬нованное заключение эксперта), назначает дополнительную или по¬вторную экспертизу. При отказе в удовлетворении ходатайств проверяемого лица должностное лицо налогового органа делает соответствующую от¬метку в протоколе ознакомления с постановлением о назначении экс¬пертизы, с которой вправе ознакомиться лицо, подавшее ходатайство. Объяснения, возражения и ходатайства проверяемого лица, представленные в связи с экспертизой, приобщаются к материалам выезд, ной налоговой проверки. Помимо основной (первоначальной) налоговой экспертизы, различают другие две ее разновидности: - дополнительную экспертизу; - повторную экспертизу. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта. Ее может выполнить тот же или другой эксперт. Она проводится только в отношении тех во¬просов, которые полностью или частично оставлены без ответа в за¬ключении эксперта либо ответы по которым должны быть уточнены на основе дополнительного исследования. Если заключение эксперта необоснованно и вызывает сомнение в правильности (например, выявляются существенные несоответствия между заключением и иной информацией о проверяемом налогопла¬тельщике, которой располагает налоговый орган, либо другие обстоя¬тельства, дающие основания полагать, что данное заключение явля¬ется необоснованным), должностное лицо налогового органа обязано назначить повторную экспертизу. Проведение повторной экспертизы предполагает новое исследование вопросов, составляющих предмет первоначальной экспертизы, и поручается другому эксперту. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблю¬дением требований, предусмотренных ст.95 НК РФ. В постановлении о проведении дополнительной или повторной экспертизы должны быть приведены основания для необходимости их назначения.